Kankrin.Ru > Бухгалтерский учет > Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет

Метод бухгалтерского учета – это совокупность методов и приемов с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета.

Элементы метода бухгалтерского учета 

  1. Документация
  2. Инвентаризация
  1. Счета
  2. Двойная запись
  1. Оценка
  2. Калькуляция
  1. Баланс
  2. Отчетность

Первичное наблюдение

Текущая группировка

Стоимостное измерение

Шаговое обощение

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Документы придают юридически-доказательную силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации данным бухгалтерского учета на определенную дату.
Счета – счет бухгалтерского учета это специальный регистр который позволяет осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет хозяйственных операций.
Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в одной и той же сумме.
Оценка – способ выражения в денежном измерении средства организации.
Требование: оценка должна быть реальной и единой.
Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости  приобретаемых товарно-материальных ценностей изготовляемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Баланс – способ обобщения  информации и экономической группировки хозяйственных средств организации с одной стороны по видам и размещению хозяйственных средств в кругообороте. С другой стороны по источникам образования и назначению, выраженных в денежной оценке на определенный момент времени.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляемая на основе данных бухгалтерского учета за определенный период времени.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67Н о формах бухгалтерской отчетности организации в состав бухгалтерской отчетности включаются:

  • Форма №1 – бухгалтерский баланс
  • Форма №2 – отчет о прибылях и убытках
  • Форма №3 – отчет о изменении капитала
  • Форма №4 – отчет о движении денежных средств
  • Форма №5 – приложение к бухгалтерскому балансу
  • Форма №6 – отчет о целевом использовании полученных средств
  • Форма №7 – пояснительная записка
  • Форма №8 – ???

Бухгалтерский баланс

  1. Бухгалтерский баланс, его структура и принципы построения.
  2. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями, их типы.

Бухгалтерский баланс строится в виде таблицы состоящей из 2-х частей. Одна часть называется актив – она отражает состав и размещение хозяйственных средств. Другая часть называется пассив – она показывает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.

Итоги актива и пассива бухгалтерского баланса должны быть равны между собой, поскольку они выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разной группировке. Итоги актива и пассива называют валютой баланса.

При построении баланса должно выполняться балансовое уравнение:

Актив = Пассив + Собственный капитал

Средства (имущество) = Обязательства + собственный капитал 

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья.

Балансовая статья – это вид имущества, обязательств или источников, имеющих свое наименование и показываемых в балансе отдельной строкой.

Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. Объединение бухгалтерских статей в группы и разделы осуществляется исходя из экономического содержания.

В настоящее время используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованием международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу нетто.

В основу построения баланса положена экономическая классификация хозяйственных средств по видам и источникам их образования однако строение баланса не идентично структуре этой классификации.

В основу построения актива баланса положен принцип ликвидности.

В отечественной практике Актив строится в порядке возрастания ликвидности.

Пассив строится по мере срочности погашения обязательств.

Все многообразие хозяйственных операций в зависимости от их влияния на изменение статей баланса можно объединить в четыре группы (типа):

  1. Первый тип хозяйственных операций вызывает изменение только в активе баланса. Одна статья в активе увеличивается, другая уменьшается на одинаковую сумму. Валюта баланса при этом не изменяется.

Пример: Получено с расчетного счета в кассу для выдачи заработной платы 62500 рублей. Aктив + х – х = Пассив

  1. Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. Одна статья в пассиве увеличивается, другая уменьшается на одинаковую сумму. Валюта баланса при этом не изменяется.

Пример: удержан налог НДФЛ из заработной платы работников предприятия в размере 5000 рублей.

Aктив = Пассив + х – х

  1. Вызывает изменения в активе и в пассиве баланса одновременно в сторону увеличения на одинаковую сумму. Валюта баланса увеличивается на ту же сумму.

Aктив + х = Пассив + х

Пример: поступили запасные части от поставщиков на сумму 40000 рублей.

  1. Вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения на одинаковую сумму. Валюта баланса при этом уменьшается на эту же сумму.

Пример: погашен краткосрочный кредит в банке на сумму 7500 рублей.

Aктив - х = Пассив - х

 
< Система счетов и двойная запись   Сущность и содержание бухгалтерского учета >
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса