Kankrin.Ru > Бюджетная система Российской Федерации > Особенности построения бюджетных систем унитарного и федеративного государств

Особенности построения бюджетных систем унитарного и федеративного государств

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетное устройство — организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия.
Бюджетное устройство включает следующие элементы:

  • бюджетную систему государства;
  • бюджетные права органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения.

Вид бюджета — форма образования и расходования бюджетных ресурсов конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является. Уровень бюджетной системы государства — совокупность видов бюджетов, соответствующих пределенному уровню государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная система унитарного государства:
I уровень – центральный бюджет
II уровень – местные бюджеты

Бюджетная система федеративного государства:
I уровень – центральный бюджет
II уровень – бюджет субъекта Федерации
III уровень – местные бюджеты

Бюджеты субъектов Российской Федерации (86):

  • Республиканские бюджеты республик в составе РФ (21)
  • Краевые бюджеты краев (7)
  • Областные бюджеты областей (48)
  • Окружные бюджеты автономных округов (7)
  • Областной бюджет автономной области (1)
  • Городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга (2)

Содержание принципов построения бюджетной системы Российской Федерации

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ основана принципах:
  • единства бюджетной системы Российской Федерации
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации
  • самостоятельности бюджетов
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
  • сбалансированности бюджета
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
  • гласности
  • достоверности бюджета
  • адресности и целевого характера бюджетных средств
Принцип единства бюджетной системы РФ означает:
  • единство бюджетного законодательства РФ
  • единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ
  • единство форм бюджетной документации и отчетности
  • единство бюджетной классификации бюджетной системы РФ
  • единство санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ
  • единый порядок установления и исполнения расходных обязательств
  • единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов разных уровней бюджетной
    системы РФ
  • единый порядок ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев введения временной финансовой администрации
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется а счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней)
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение
    соответствующих расходных обязательств
  • недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти
    и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней
  • недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и
    органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и/или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и/или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов или компенсацию снижения доходов
  • недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов и экономии по расходам
    бюджетов, полученных в результате эффективного *?*
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает:
  • закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ
  • определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ:
  • бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
  • установление и исполнение расходных обязательств
  • формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
  • определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов

 

 
< Проверочный тест по бюджетной системе РФ
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса