Kankrin.Ru > Финансовый анализ и планирование > Анализ финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности

Финансовый анализ и планирование

Приступая к финансовому анализу, менеджеры вооружились методологией, которая коротко приведена ниже.

Прежде всего, необходимо было изучить финансовую отчетность: баланс и отчет о прибылях и убытках. В ходе анализа менеджеры стремились выполнить две основные задачи:

  1. оценить рентабельность (доходность) производственной деятельности, а также
  2. эффективность использования ресурсов.

Оценка производственной деятельности в значительной мере базируется на изучении отчета о прибылях и убытках, в то время как эффективность использования ресурсов обычно определяется в ходе анализа как отчета о прибылях и убытках, так и баланса.

Горизонтальный анализ (компания "ЭЛЕМ") . Начали менеджеры с горизонтального анализа. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей и групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В ходе этого анализа отчет о прибылях и убытках и баланс могут быть представлены в виде индексов по отношению к базисному году (см. таблицы):

Проанализировав классификационные финансовые документы, менеджеры явно забеспокоились. ПОЧЕМУ?

Вертикальный анализ . Для углубления и расширения своих выводов менеджеры не поленились и занялись вертикальным анализом. В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей.

Переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения результатов деятельности разных предприятий. Относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние фактора инфляции.

Ниже (см. таблицы) приведен баланс и отчет о прибылях и убытках в процентном выражении, анализ которых дополнит результаты предыдущего анализа. Анализируя финансовую отчетность, выраженную в процентах, менеджерам стали заметны новые изменения в структуре баланса и отчете о прибылях и убытках, которые заставили их отчасти пересмотреть ранее сделанные выводы. Они медленно продвигались вперед в своей трудной аналитической работе.

Анализ ликвидности .Наконец, пришло время коэффициентного анализа. Один из менеджеров предложил для большей ясности посчитать финансовые коэффициенты. На него замахали руками, закричав, что это пустая трата времени: "Ничего ваши бухгалтерские коэффициенты толкового дать не могут", - заявили они. В команде был лишь один финансовый менеджер. Он не стал никого ни в чем убеждать, лишь заметил, что ни один показатель, в том числе финансовый коэффициент, не дает достаточной информации, на основании которой можно было бы судить о финансовом положении Компании. "Это становится возможным, - продолжил он, - только после анализа всего комплекса финансовых коэффициентов". Финансового менеджера молча выслушали и предложили… самостоятельно проделать коэффициентный анализ. На следующий день финансовый менеджер после бессонной ночи всем членам аналитической группы раздал описание того, что ему удалось сделать.

Приведенные показатели ликвидности, с первого взгляда явно завышенные, являются для фирмы нормальными значениями в силу специфики ее бизнеса. Это объясняется тем, что в процессе ее работы привлечение дополнительного капитала (в виде кредита) не требуется, однако при осуществлении крупных проектов фирма на короткий срок получает от покупателей суммы, размер которых сопоставим с размером собственного капитала фирмы, что соответственно значительно изменяет значение коэффициентов ликвидности.

С точки зрения банка-кредитора, фирма имеет более чем удовлетворительные значения данных коэффициентов ликвидности, однако банк перед предоставлением кредита потребует высоколиквидный залог. Залоговые требования банков, в которых производится расчетно-кассовое обслуживание фирмы, и которые, соответственно, имеют представление об оборотах фирмы по расчетному счету, были либо государственные ценные бумаги, либо высоколиквидный товар, хранение которого бы осуществлялось на складах банка, приспособленных для хранения ферросплавов.

Анализ финансовой устойчивости .Когда фирма берет деньги взаймы, она обещает сделать серию фиксированных платежей. Поскольку акционеры получают то, что остается после выплат кредиторам, говорят, что долг приводит к возникновению финансовой зависимости. Один из коэффициентов, оценивающих долг, определяется как отношение общей суммы задолженности фирмы (включая ее краткосрочную кредиторскую задолженность) на стоимость собственного капитала. В таблице приведены значения данного коэффициента для фирмы. Коэффициент свидетельствует о том, что доля заемных средств Компании колебалась от 57 % до 7.4 %. Конечно в течение года значения коэффициента варьируются достаточно сильно, однако для фирмы, занимающейся торговлей, значение коэффициента 7.4 % чрезвычайно мало.

Коэффициент левериджа. Обычно финансовая зависимость измеряется отношением долгосрочного долга к общей стоимости основного капитала. Леверидж можно представить также посредством коэффициента "долг - собственный капитал". Оба этих показателя основаны на использовании бухгалтерских, а не рыночных показателей. В конечном итоге, получат ли кредиторы свои деньги обратно, определяется стоимостью компании, поэтому справедливо внимание аналитиков к отношению номинальной стоимости долга к рыночной стоимости долга и собственного капитала. Главная причина, по которой это не происходит, заключается в том, что рыночные значения этих показателей не всегда легко доступны. Следует заметить, что этот показатель финансовой устойчивости учитывает только долгосрочные долговые обязательства. Кроме того, управляющие иногда определяют долг, исключая из совокупных обязательств стоимость собственного капитала:

(Совокупные обязательства – Собственный капитал)/Совокупные обязательства.

Коэффициент покрытия процента.Другим измерителем финансовой устойчивости служит уровень покрытия процента прибылью до уплаты процентов и налогов плюс амортизация (в случае если ставка процента превышает ставку ЦБ РФ, увеличенную на три процентных пункта, то необходимо учитывать влияние налога на прибыль). Регулярная выплата процентов - это барьер, через который компании приходится постоянно прыгать, чтобы избежать неплатежеспособности.

Коэффициент покрытия процента показывает, какое остается расстояние между барьером и тем, кто его преодолевает. Однако Фирма не имеет ни долгосрочной, ни кредиторской задолженности, и она не обременена выплатами процентных платежей, поэтому расчет и анализ данных коэффициентов не приводится.

Анализ доходности (рентабельности). Можно быть уверенным, что безопаснее предоставлять кредит компании, у которой ниже степень финансовой устойчивости и больше ликвидных активов. Но как кредитор должен относиться к тому, что компания имеет высокий уровень валовой прибыли от реализации? Возможно, речь идет о бизнесе, отличающемся небольшими объемами реализации и высокими ценами. Возможно, фирма устанавливает высокие цены, что может служить плохим знаком, если фирма собирается расширять свой сбыт. Или, возможно, у нее низкие издержки, что является хорошим знаком.

Рентабельность продаж. Основные коэффициенты рентабельности приведены ниже:

Рентабельность инвестиций. . Предметом рассмотрения в данном разделе будет эффективность, с которой менеджеры используют суммарную величину активов Фирмы, отраженную в балансе. Судят о ней по отношению чистой прибыли к активам, используемым для ее получения. Применение в расчете средней за период величины активов позволяет лучше учесть те изменения, которые произошли вследствие роста, свертывания или каких-либо серьезных перемен в деятельности фирмы. Однако существуют следующие искажающие факторы:

  1.      наличие неожиданных и никогда не повторяющихся доходов или расходов, с которыми компания могла столкнуться в анализируемый период;
  2.      изменение в структуре капитала фирмы;
  3.      изменений в структуре самой фирмы, приобретения ею нового бизнеса;
  4.      изменение в налоговом законодательстве.

В таблице приведена динамика изменения средней доходности активов, которая варьировалась в 13.8 раза. Причиной такого высокого разброса является не только изменение отношения чистой прибыли к выручке, но и изменение оборачиваемости активов.

Оборачиваемость и доходность. Коэффициент оборачиваемости активов (отношение выручки от реализации к активам) показывает, насколько трудно компании пустить в оборот свои активы. Высокий коэффициент оборачиваемости свидетельствует о том, что компания работает почти на полную мощность. Для нее может оказаться сложно развивать дело дальше без дополнительных капиталовложений.

Бухгалтерская стоимость активов часто имеет весьма малое отношение к обоснованной рыночной стоимости в настоящий момент, причем искажения растут с каждым мало-мальски значительным изменением уровня инфляции или с переоценкой. Искажение становится большим, если у компании есть несколько направлений деятельности. Результаты расчетов коэффициентов оборачиваемости приведены ниже:

 

Принимая, во внимание, что компания молодая и быстро развивающая, и в течение года были значительные "скачки" величины товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, то для проведения таких расчетов целесообразно использовать среднее значение между начальной и конечной величиной чистых активов. К сожалению, для Компании не представляется возможным рассчитать оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности, в условиях значительного роста продаж, поскольку в течение года помимо значительного изменения величины запасов и дебиторской задолженности происходит значительное изменение их долей в балансе.

Доходность капитала .С точки зрения руководства фирмы доходность характеризуется доходностью на собственный капитал (ROE) - отношением чистой прибыли к собственному капиталу. По формуле Дюпона ROE есть произведение трех сомножителей.

-Первый сомножитель уравнения характеризует маржинальную прибыль фирмы,

-второй - оборачиваемость активов ,

-последний - величину финансового левериджа.

Рассчитать точные значения показателей оборачиваемости и финансового рычага для фирмы не представляется возможным. Это объясняется не только наличием фактора сезонности бизнеса (в третьем квартале происходит заметное снижение продаж, вызванное летними отпусками), но и неравномерностью объемов продаж в течение года на условиях предоплаты, которая обусловлена быстрым изменением ситуации на рынке.

Неравномерность продаж на условиях предоплаты вызывает кратковременное (сроком до 14 дней) увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, которое соответственно влечет кратковременное, но значительное изменение коэффициентов. Однако рассчитать произведение оборачиваемости активов и финансового левериджа возможно. Результаты данного расчета представлены ниже.

 

Задавшись средними величинами активов и собственного капитала, которые были использованы в вышеописанных расчетах, можно рассчитать среднее значение соотношения финансового левериджа, результаты которого представлены ниже:

 

Представленный расчет подтверждает тенденцию к сокращению доли заемного капитала. Ниже (см. таблицу) представлена динамика доходности собственного капитала компании.

К сожалению, фирма не обладает информацией о доходности других предприятий, которые бы работали с таким же риском, поэтому для проведения оценки путем сравнения была выбрана средневзвешенная ставка рефинансирования ЦБ РФ.

В 1995 и 1997 году доходность, с которой работала компания, превышала ставку ЦБ РФ в 2 и 4.5 раза соответственно, а в 1996 году ситуация была обратная – ставка рефинансирования ЦБ превысила доходность фирмы в 13.6 раза. Таким образом, в условиях нестабильной работы компании, используя данные отчетности, предсказать ее доходность не представляется возможным.

В 1995 и 1997 году доходность фирмы превысила ставку ЦБ РФ и у компании возникла возможность воспользоваться кредитом коммерческого банка для увеличения объемов продаж. И это с учетом того, что проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (плюс 3%) можно относить на себестоимость, тем самым снижая налоги. Однако этим обстоятельством Компания не воспользовалась. Менеджеры - члены аналитической группы - внимательно ознакомились с представленным материалом, ближе к вечеру вновь собрались вместе и сформулировали окончательные выводы. Однако сначала они от всей души поблагодарили финансового менеджера. За что?

 
< История развития Компании
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса