Kankrin.Ru > Финансовый анализ и планирование > Прогнозы и финансовое планирование

Прогнозы и финансовое планирование

Финансовый анализ и планирование

Введение к подразделу "Прогнозы и финансовое планирование"

Мы выполнили с Вами лишь прогнозную часть упражнения. Теперь, после замечаний банка, руководство компании готово приступить к финансовому планированию. Данный процесс включает анализ прогнозов и решение об изменении операционных планов. Сначала определимся, удовлетворительны ли первоначальные прогнозные документы. Для этого нам нужно оценить финансовое состояние компании, представленное в прогнозных документах. Основной вопрос при этом - не велика ли величина PLUG. Если ответ "Да", либо потому, что компания не хочет брать в кредит полтора миллиона, либо потому, что банк не готов предоставить столь крупный займ, менеджеры компании должны модифицировать свои планы, и операционные планы привести в соответствие с финансовыми реалиями. Именно тут операционные и финансовые планы сливаются воедино, и создают осмысленную и цельную стратегию. Пример. Предположим, что финансовый менеджер хочет уменьшить размер PLUG. Он может: (1) сделать более умеренным рост ликвидности, так, чтобы денежные средства составляли всего 4% продаж вместо 5%; (2) ужесточить период погашения дебиторской задолженности, так, чтобы счета дебиторов составляли 12% продаж, а не 14%, и (3) согласиться на более скромное снижение кредиторской задолженности, так, чтобы счета к оплате равнялись 15% продаж вместо 14%. Все эти действия по сокращению активов и увеличению пассивов уменьшат PLUG всего до 1 млн. руб.: Мы не можем с уверенностью сказать, что новый операционный план во всех отношениях лучше, чем первоначальный. Однако нам уже ясно, что прогноз полезен для оценки альтернативных операционных стратегий. Анализ чувствительности Анализ чувствительности – формализованное название серии вопросов типа "что если". Что если продажи возрастут на 15% вместо 25%? Что если себестоимость реализованной продукции составит 84% продаж вместо 86%? Он подразумевает систематическое изменение одной из предпосылок, на которых строятся прогнозные документы, и наблюдение за тем, как меняются при этом прогнозы. Это упражнение полезно как минимум по двум аспектам. Во-первых, оно предоставляет информацию относительно диапазона возможных результатов. Например, предположим следующее: анализ чувствительности показывает, что, в зависимости от будущего объема продаж, потребность компании во внешнем финансировании может варьироваться от полутора до двух миллионов рублей. И менеджеры понимают, что им не плохо было бы продемонстрировать достаточную гибкость в финансовых планах. Кроме того, анализ чувствительности позволяет менеджерам определить, какие предпосылки оказывают наиболее сильное воздействие на прогноз, а какие являются второстепенными. Это дает возможность правильно концентрировать усилия менеджера, сосредотачивая их внимание на факторах, имеющих особое значение для успеха плана. Моделирование Моделирование - изощренное компьютерное развитие анализа чувствительности. Для проведения моделирования мы начинаем с определения вероятностных распределений для каждого из неопределенных элементов прогноза. Распределение описывает возможные величины, которые могут предположительно принять переменные, и оно указывает на вероятность возникновения каждой величины. Следующий шаг - попросить компьютер произвольно выбрать величину для каждой неопределенной переменной, соответствующую приписанному распределению вероятностей, и создать набор гипотетических отчетностей, основанных на выбранных величинах. Это дает нам одно испытание. Многократное осуществление данного шага обеспечивает значительное количество испытаний. Моделирование дает нам таблицу или график, суммирующие результаты множества испытаний. Например, моделирование потребностей нашей компании в кредите на 1999 год, состоящее из тысячи испытаний, может предоставить нам следующие результаты: Данные результаты показывают: есть 30%-ный шанс, что вставка для Ар энд И будет находиться в диапазоне от 1.25 до 1.50 млн. долл., но имеется 5%-ная вероятность, что она превысит 2 млн. долл. Основное преимущество моделирования по сравнению с анализом чувствительности сводится к тому, что все неопределенные вводимые переменные могут варьироваться одновременно. Однако личный опыт показывает: важнейший недостаток моделирования состоит в том, что результаты его зачастую трудно интерпретировать. Вернемся к таблице. Кто знает, должна ли компания готовиться к привлечению кредита в 2 млн. долл., или же вероятность в 5% слишком мала, не нужно беспокоиться? Какова разумная потребность в кредите? Иначе говоря, сколько нужно взять взаймы? Практика показывает, что моделирование менее полезно, чем анализ чувствительности. Ведь важны не планы, а планирование. При моделировании основная доля "планирования" происходит внутри компьютера, менеджеры видят только результаты, а руководство не имеет четкого представления о перспективах, которое неизбежно возникает при использовании более простых приемов и методов. Но вернемся к нашему примеру. Проценты за кредит. Если Вы посмотрите внимательно на результаты прогнозирования, то непременно заметите противоречие между расходами на уплату процентов за кредит и самим кредитом. Мы уже предупреждали читателя, что расходы на уплату процента нельзя точно оценить до определения величины кредита. При этом, поскольку PLUG отчасти зависит от величины процентов, представляется, что одно нельзя верно определить без учета другого. Если Вы используете компьютер, Вы можете итеративно разрабатывать прогнозные документы, двигаясь с каждым шагом все ближе к решению. Второй, более прагматичный подход состоит в том, чтобы забыть о проблеме в целом, ожидая, что решение, полученное в первом варианте, окажется неожиданно правильным. С учетом того, что при прогнозировании продаж и других переменных величин возможны ошибки, дополнительная погрешность из-за неумения определять проценты, не столь уж важна. Итак, пример. Выплаты по процентам составляют 90 тыс. руб., тогда как баланс показывает общий долг на сумму более 2.2 млн. руб. Если ставка процента 10%, данная величина долга подразумевает выплаты по процентам в размере 220 тыс. руб., а не 90 тыс. Если мы вычтем, скажем, 20 тыс. руб. расходы на уплату процента будут составлять около 200 тыс. руб., или же на 110 тыс. руб. выше наших оценок, сделанных в прогнозе. Какое влияние окажут эти 110 тыс. руб. на другие результаты? Нераспределенная прибыль вырастет только на 31 тыс. руб. и PLUG увеличится на эту же величину. Но, когда PLUG и без того превышает полтора миллиона, что такое для нас еще 31 тыс. руб.! Наши советы Если Ваша потребность в финансовых ресурсах колеблется в течение года, то конец года не имеет никакого отношения к реальным потребностям в финансировании. Вам следует составлять ежемесячные или ежеквартальные прогнозы вместо годовых. Если же Вам известна дата максимального спроса на кредит, вы просто можете сделать эту дату горизонтом прогнозирования.

 
< Прогнозные финансовые документы   Прогноз денежных потоков >
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса