Kankrin.Ru > Финансовый анализ и планирование > Рычаги управления и коэффициенты

Рычаги управления и коэффициенты

Финансовый анализ и планирование
Рычаги управления и коэффициенты
Теперь, когда мы подсчитали ряд коэффициентов, что нам с ними делать? Если не существует абсолютно верных значений, как нам трактовать полученные результаты? Ведь нам предстоит решать, больна или здорова компания. Существует три способа: сравнить коэффициенты с интуитивно полученными величинами, которые часто называются нормативами, сравнить их с отраслевыми средними величинами или посмотреть на изменения коэффициентов с течением времени. Первый способ прост. Пожалуй, это все. Выбор нужных коэффициентов уж слишком сильно зависит от позиции аналитика и конкретных обстоятельств компании. Правда, в его пользу можно записать следующее: с течением времени, компании, которые придерживаются нормативов, несколько реже доходят до банкротства, чем те, которые этого не делают.
Сравнение коэффициентов компании с отраслевыми коэффициентами дает уверенность в том, что Вы не лучше своих конкурентов. Но по-прежнему верно то, что конкретные отличия компании могут быть результатом полностью оправданных отклонений от отраслевых норм. И нет гарантии, что отрасль идет в правильном направлении. Уверенность в том, что Ваша железная дорога не хуже других - слабое утешение, когда весь железнодорожный транспорт близок к банкротству.
Наиболее полезный способ оценки коэффициентов основан на анализе трендов. Подсчитайте коэффициенты для компании за период в несколько лет, и отметьте, как они изменились с течением времени. Анализ трендов дает возможность аналитику сделать четкое заключение относительно финансов компании за период времени.
Рычаги управления раскрывают один логический подход к анализу трендов. Вместо произвольного подсчета коэффициентов в надежде на то, что можно будет наткнуться на одно ключевое соотношение, которое окажется той опорой, которая перевернет мир, воспользуйтесь в ходе анализа преимуществом структуры, внутренне присущей рычагам. На диаграмме представлено взаимодействие финансовых рычагов управления и коэффициентов.
Мы видим, что финансовые рычаги управления организуют коэффициенты по трем уровням. На самом верху доходность капитала парит над общими (критериальными) показателями деятельности предприятия в целом; в середине - рычаги финансового управления, которые указывают, как три важных направления контроля и регулирования вносят свой вклад в доходность капитала; а внизу многие из прочих описанных коэффициентов показывают, как управление отдельными статьями документов, а точнее, их соотношениями, оказывает свое влияние на рычаги.
Давайте воспользуемся предложенной логикой. Начнем сверху, отметив тенденции в доходности капитала компании за период времени; затем сузим наш анализ и попытаемся ответить на вопрос, какие изменения в трех базовых показателях породили именно эту тенденцию доходности капитала; и, наконец, достанем свою лупу и будем долго изучать отдельные коэффициенты, пытаясь объяснять изменения в базовых показателях. Например, если доходность капитала устремилась вниз, тогда как маржа и финансовый леверидж остались постоянным, наш совет, - исследуйте состояние отдельных активов в поисках истинных виновников.
Анализ и оценка деятельности Компании
Давайте познакомимся с финансовым анализом на практике и вновь обратимся к нашей Компании.
В таблице представлены 18 обсуждавшихся прежде коэффициентов за период с 1993 по 1997 гг., а там, где возможно, приводятся среднеотраслевые коэффициенты за 1997 г. Сравним пять компаний текстильной и легкой промышленности, включенные в фондовый индекс 500 компаний Стэндард энд Пурс.
Начиная с доходности собственного капитала Компании, мы видим, что данная величина в течение последних трех лет оставалась в достаточной мере стабильной - на уровне примерно 16%. Это - хорошая цифра для средней по размерам компании, но она существенно ниже среднеотраслевого показателя в 19.8%. Перейдем далее к финансовым рычагам управления. Маржа стабильно в эти годы находилась в пределах 9-10%, превышая среднеотраслевой показатель. Думается, что у Компании нет особых проблем с отчетом о прибылях и убытках. С другой стороны, оборачиваемость активов снизилась в 1.2 раза до 1.0 в 1997 г., оказавшись значительно ниже среднеотраслевой величины, равной 1.4. Оборачиваемость активов, ниже среднего уровня, - не обязательно дурной знак: она может всего-навсего отражать большую капиталоемкость деятельности нашей Компании. Действительно, данное объяснение соответствует способности Компании извлекать более высокую маржу. Беспокоит лишь то, что этот коэффициент постоянно снижается. Если бы оборачиваемость активов в 1997 г. составляла 1.2, т.е. - величину за 1997 г. - ROE оказалась бы на 20% выше. Третий рычаг управления показывает, что Компания компенсировала низкую оборачиваемость активов за счет увеличения финансового левериджа. Соотношение активов к капиталу Компании возросло в 1.4 раза. Оно все еще ниже отраслевых показателей, но стабильно повышается. Коэффициент покрытия процента за 1997 г. находится на самом низком за пятилетний период уровне и оказывается ниже отраслевой средней величины. Финансовые аналитики стали бы утверждать, что, несмотря на стабильную доходность, качество этого показателя постоянно ухудшается из-за растущего финансового левериджа.
Изучение доходности и финансовых рычагов управления позволило нам выявить две тенденции: падающую оборачиваемость активов, и возрастающий финансовый леверидж. Если мы чуть глубже начнем анализировать эти тенденции, окажется, что оборачиваемость активов Компании падает по нескольким причинам. Так, оборачиваемость фиксированных активов, хотя и возросшая в 1997 г. до 1.9, все еще существенно ниже максимума за 1993 г., равного 2.6, и составляет немного более одной трети среднеотраслевого показателя. Наша Компания либо намного более капиталоемка, чем ее конкуренты, либо очень неэффективно использует свои фиксированные активы. Учитывая стабильные доходы компании, я склоняюсь к первой гипотезе. Коллекционный период показывает ту же самую тенденцию, он увеличился на семь дней по сравнению с 1993 г., до величины, почти что вдвое превышающей среднеотраслевой показатель. Зачем же держать столько денег в дебиторской задолженности? Обязателен ли период погашения более чем в 70 дней для успешной реализации или же управление дебиторами стало слишком вялым? Наконец, скорость денежного обращения демонстрирует значительные вариации по годам. Коэффициент высок в 1997 г. очевидно потому, что Компания привлекла больше денежных средств за счет кредитов, чем требовалось незамедлительно, и временно разместила их излишек в ценных бумагах. Избыток денежных средств свидетельствуют о том, что Компания либо собирается инвестировать крупные суммы, либо намеривается заняться поглощениями. Взаимодействие медленно оборачивающихся фиксированных активов и дебиторской задолженности, очевидно, проявляется в доходности активов и доходности инвестиций - оба показателя упали более чем на 20% по сравнению с величинами за 1993 г. В целом, за последние четыре года снизилась эффективность управления активами.
Финансовый леверидж и коэффициенты ликвидности Компании показывают рост задолженности, которая все же остается ниже среднеотраслевого уровня, и вполне значительную ликвидность. Думается, что высокая ликвидность в 1997 г. в основном была связана с увеличением краткосрочных инвестиций, поскольку и текущая, и срочная ликвидность в предыдущем году были на самом деле несколько ниже средней величины.
В следующей таблице представлены результаты вертикального анализа Компании за 1993 по 1997 г., а также среднеотраслевые показатели за 1997 г. В балансе все статьи представлены в процентах от совокупных активов. А в отчете о прибылях и убытках статьи определяются в процентах объема продаж.
Если мы посмотрим внимательно на баланс, то отметим, что почти половина активов Компании это текущие активы - в основном дебиторская задолженность и запасы. Но это ниже, чем в среднем по отрасли, где более 60% активов являются текущими. Это наблюдение снова подчеркивают важность управления оборотным капиталом для большинства компаний. Когда от 50 до 60% инвестиций компании направляется в такие подвижные активы как запасы и дебиторская задолженность, за этими инвестициями стоит наблюдать особенно внимательно. Здесь кстати надо отметить эффективное управление запасами, которые составляют всего 15.1% активов (сравните 30% по отрасли). Большое отличие Компании – это ее огромные инвестиции в фиксированные активы. На долю материальных фиксированных активов приходится более половины активов Компании, тогда как сопоставимая величина для отрасли равняется всего 27%. Это отражает более капиталоемкость Компании и заставляет задуматься, не окажется ли наша Компания более уязвимой к экономическим спадам, чем ее конкуренты.
Анализ пассивов повествуют нам о том, что краткосрочные пассивы скромная опора Компании. Она поддерживала всего 8.3% своих активов в 1997 г. за счет текущих пассивов (сравните 20% у конкурентов). Очень низкая доля коммерческого кредита. Мы знаем из таблицы , что период погашения кредиторской задолженности в 1997 году составлял всего 21.4 дня. Это значит, что компания избегает привлечения кредитов по низкой цене.
Отчет о прибылях и убытках в вертикальном разрезе нашей Компании - олицетворение стабильности. Маржа высока по сравнению с отраслевыми показателями и поразительно устойчива. Одно общее наблюдение: хотя небольшие процентные изменения в отчете о прибылях и убытках могут показаться незначительными, это не так. Например, расходы на уплату процентов вырастают всего на 1.3 процентных пункта с 1992 по 1997 гг. Но когда мы соотносим это повышение с чистым доходом, а не продажами, то имевший место рост приобретает большую важность. Поскольку чистый доход составляет всего около 10% продаж, рост расходов на уплату процентов 13%. Когда всего 10 копеек каждого рубля продаж превращаются в доходы, важны все препятствия на этом пути!
 
< Анализ доходности с помощью финансовых коэффициентов   Резюме раздела "Финансовые рычаги управления" >
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса