Kankrin.Ru > Финансовый анализ и планирование > Вертикальный анализ

Вертикальный анализ

Финансовый анализ и планирование

Для интерпретации финансовых документов широко используется вертикальный финансовый анализ. Данный вид аналитической деятельности представляет собой широко известный метод финансового анализа. Согласно этому методу каждая статья финансового документа рассчитывается в процентах к самой крупной величине этого документа. Метод вертикального анализа достаточно прост, но в ходе использования оказывается полезным и, главное, удобным в понимании.

С помощью вертикального анализа можно анализировать отчет о прибылях и убытках, а также баланс.
Отчет о прибылях и убытках. Самая большая величина в счете прибылей - продажи. Поэтому все остальные компоненты счета устанавливаются в процентах от объема продаж. Например, если стоимость проданных товаров составляет 40% от объема продаж, то валовая прибыль будет равна 60% от объема продаж.
Проиллюстрируем все сказанное на примере:

Счет прибылей и убытков

Баланс. Самая крупная величина в балансе - совокупные активы или совокупный капитал, а потому все компоненты баланса выражаются в процентах к совокупным активам или совокупному капиталу. Напомним, что совокупные активы и совокупный капитал равны между собой, можно использовать в расчетах и то, и другое.

Приведем конкретный пример:
В чем же суть и назначение вертикального анализа? Он, прежде всего, позволяет высветить взаимосвязь всех компонентов финансовых документов, и особенно полезен в двух случаях: когда сравнивается деятельность компании за два года, или сравниваются две компании, разные по размеру.
В первом случае изменение относительных величин делает очевидным для аналитика с

итуацию, сложившуюся за два года. Например, если вырос объем продаж, аналитик вряд ли сможет заметить подъем на несколько процентов валовой прибыли или резкий скачок издержек, связанных с реализацией товара. Но с помощью вертикального анализа эти изменения делаются очевидными.

Сравнительный анализ финансовых документов двух компаний является делом гораздо более запутанным. Большая разница в расходах скрывает разницу в доходах, и можно с легкостью не заметить большую разницу между административными расходами или расходами по обслуживанию долга, установленными пропорционально объему продаж.

Горизонтальный финансовый анализ

Горизонтальный анализ весьма популярен в аналитической практике и представляет собой еще одну разновидность финансового анализа. По сути, горизонтальный анализ - это вертикальный анализ, который проводится за ряд лет. Этот тип анализа призван отвечать на следующие вопросы:
1. Увеличивается или уменьшается за период времени объем продаж, валовая прибыль, расходы, чистый доход?
2. Как изменился объем продаж по сравнению с прошлым годом?
3. Как изменился объем денежной наличности за последние два года?
Трендовый финансовый анализ
Этот тип анализа - по сути, разновидность горизонтального финансового анализа. Особенность в том, что в ходе анализа выбирается базовый год, и все сравнения производятся в процентах к базовому году. Трендовый анализ бывает полезен при сравнении документов за несколько периодов времени. С его помощью раскрываются изменения, происшедшие за период времени, а это в свою очередь дает менеджменту информацию о том, в каком направлении развивается, а, может быть, и не развивается предприятие.
Пример

Трендовый анализ

Предположим, затраты на рекламу в базовом году составили 100000 руб., а в следующие три года соответственно 11000 руб., 12000 руб. и 20000 руб. Трендовый анализ по затратам на рекламу выглядит следующим образом:
Скачок до 200% на 4-й год важен? Менеджер говорит себе: что-то требует дополнительного изучения. Но подобный скачок может быть ложным: а что, если затраты на рекламу в 20000 рублей принадлежат компании, расходы которой 800 рублей? В этом случае в рекламу вовлечено слишком мало рублей, а скачкообразный рост процентов есть лишь материализованная иллюзия финансового менеджера.
 
< Парадокс финансовых коэффициентов   Финансовые рычаги управления >
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса