Kankrin.Ru > Управление развитием: финансовые стратегии > Запасы. Общая характеристика

Запасы. Общая характеристика

Управление развитием: финансовые стратегии


Запасы – это важнейшая часть оборотного капитала, где иммобилизуется основная масса денег. Это стадия в потоке оборотного капитала, продолжительность которой сокращает количество денежных средств предприятия.

Каждая торговая фирма, каждое промышленное предприятие закупают товары, сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и в конечном итоге продают произведенную продукцию или перепродают товары.
Закупки и продажи, производство и продажи редко сбалансированы в рамках одного учетного периода.
Сколько и каких должно быть запасов, каков их оптимальный размер? Как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы?

Размер запасов зависит от масштабов деятельности. Чем крупней предприятие, тем больше величина запасов.
А, кроме того, необходимо учитывать число поставщиков их надежность и отдаленность, производственные мощности, разнообразие клиентов и их постоянство, количество заказов, продолжительность операционного цикла и т.д. А также - решения типа "производить или покупать", прогноз цен, ассортимент, число производственных линий, используемых в процессе производства, складские мощности, реальную экономию от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, допустимый риск в обслуживании клиентов и надежности поставок, фактор "подстраховки" (величина страховых запасов) и т.д.

Существует и набор так называемых исключительных правил. Например, если цикл производства длинный, а продукт сложен и дорог для производства, будут, очевидно, расти запасы незавершенного производства. В этих случаях продукция выполняется на заказ, не залеживается на складе, быстро, по мере изготовления, отгружается заказчику.
Пример
Фирма "Айс" производит компьютеры, и спрос на них растет. Производство ориентируется на заказы-контракты. Отгрузка производится немедленно. В итоге стоимость совокупных активов составляет лишь 4% доходов и 8% текущих активов.

Политика в области запасов готовой продукции – особый фактор, оказывающий влияние на величину запасов.  Если есть массовый спрос на стандартную продукцию, то предприятие работает не на конкретного потребителя, а на склад: на полках пылятся готовые товары.
Если конкуренция жесткая, необходимо поддерживать широкий ассортимент товаров.
Сезонность производства и потребления, местоположение клиентов, каналы распределения и их география – все это влияет на запасы готовой продукции.

Роль финансового менеджера в управлении запасами
Функции финансового менеджера:

  • определение необходимой величины запасов;
  • разработка графика поставок;
  • расчет оптимальных партий новых заказов;
  • определение минимального и среднего уровня запасов;
  • увязка политики в области продаж, запасов и производства;
  • организация складирования запасов;
  • освоение логистики производства и продаж;
  • финансовый анализ потребностей в запасах;
  • определение издержек запасов и политики в области цен.

Начинать решать проблему запасов нужно с их классификации.
Классификация запасов
Это начало всех начал. Метод, который используется для классификации запасов, называется методом АВС. Идея этого метода проста: запасы разделяются на три класса:
Класс "А" объединяет все виды запасов, которые требуют неустанного к себе внимания, т.е. фактически ежедневного контроля со стороны финансового менеджера.
Класс "В" включает те виды запасов, которые подвергаются контролю не реже одного раза в месяц (или в квартал).
Класс "С" – это все то, что не требует к себе внимания чаще, чем раз в год.
В класс "А" попадает лишь до 5% всей номенклатуры запасов, класс "В" охватывает больше всего запасов – до 80%, и в класс "С" попадает не более 20% запасов.
Таким образом, наблюдать и контролировать ежедневно нужно лишь 5% всех запасов на предприятии.
Основной вопрос, который волнует хорошего финансового менеджера, заключается в том, какими правилами нужно и можно пользоваться при классификации запасов.
Как разделить запасы?

Одно из правил гласит:
К классу "А" относятся те виды запасов, на долю которых приходится самый высокий процент продаж.
Класс "В" включает запасы, которые используются больше всего.
К классу "С" относятся запасы, которые используются в наименьшей степени.
Сегодня к классу "А" принято относить запасы, общая стоимость которых оставляет около 50% всей стоимости реализованной продукции, а к классу "С" те виды запасов, которые составляют менее 5% этой стоимости, соответственно, все остальное принадлежит классу "В".

Актуальность такой классификации запасов не вызывает сомнений. Вспомним веселую историю, когда вице-президент по финансам одной из крупных американских компаний выступил перед национальной ассоциацией бухгалтеров, избрав неожиданную форму. В руке он держал инвентарный список одной из фабрик компании, которая включала продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Ее стоимость составляла 1 млн. долл., другой список он расстелил в проходе зала, он содержал продукцию, которая не пользовалась спросом и то же стоила 1 млн. долл.
Список в руке был длиной 60 см, а список на полу вытянулся во весь проход.

Если Вы не применяете метод "АВС", Вас ждет либо чрезмерное бумаготворчество, либо потеря контроля за запасами.
С другой стороны, за счет концентрации Вашего внимания на нескольких сотнях вместо многих тысяч наименований запасов Вы как финансовый менеджер, сразу можете выходить на высокий уровень контроля и осуществлять качественный мониторинг запасов.
Классификация запасов – это основа применения упрощенных, зато совершенно реальных схем управления запасами.

 
< Введение к подразделу "Факторы оборотного капитала"   Системы управления запасами >
 

Поддержите ресурс

Если вам оказалась полезна информация ресурса, порекомендуйте его другим пользователям сети, установив ссылку на своем сайте. Например такую:

Партнеры ресурса