17 октября 1958 года самолет ТУ-104, выполнявший рейс Пекин-Москва уже прошел большую часть пути. Командир экипажа Гарольд Кузнецов. Неожиданно на высоте 10000 метров самолет подбрасывает вверх, как от сильного удара.
Машина стремительно набирает высоту, затем переворачивается на спину и начинает резкое пикирование. Приборы почти сразу выходят из строя. Вокруг — черное безлунное пространство. Понять, где земля, где небо, невозможно.
В салоне невесомость. Гарольд Кузнецов пытается вывести самолет из пике, но ТУ-104 стремительно падает вниз. В такие мгновения перед глазами человека проносится вся его жизнь.
Весной 1958 года ТУ-104 Гарольда Кузнецова прилетел в Бельгию. На всемирной выставке в Брюсселе советский реактивный лайнер произвел настоящий фурор.
Павильоны США, Японии и Франции не могли похвастаться таким количеством посетителей, как советская экспозиция.
Главной новостью выставки стал ТУ-104. Люди выстраивались в огромные очереди, чтобы посмотреть на самолет и побывать внутри русского чуда.
Гарольд Кузнецов позировал перед фотокамерами вместе со знаменитым американским певцом Полем Робсоном.
Однако мало кто из посетителей догадывался, что на самом деле с ТУ-104 не все так гладко. Как раз в это время с самолетами происходили загадочные происшествия.
15 августа 1958 года самолет аэрофлота ТУ-104 с бортовым номером 5442 взлетел с полосы аэропорта Хабаровска. Реактивный лайнер взял курс на Иркутск. Бортпроводницы предлагают пассажирам напитки, газеты, журналы.
За окном ясное чистое небо. В салоне слышен мерный свист турбин. Многие пассажиры устраиваются поудобнее, чтобы подремать.
Внезапно самолет получает сильный удар снизу и всего за несколько секунд набирает высоту 12000 метров. Наземные диспетчеры ни о чем не догадывались, так как от экипажа не поступило ни одного сообщения.
Место катастрофы под Биробиджаном представляло ужасное зрелище. Тела находили в радиусе двух километров.
Тогда причину катастрофы так и не выяснили. После долгих споров приняли официальную версию: экипаж не справился с управлением.
Пока между специалистами происходят споры, ТУ-104 продолжает “подбрасывать”. Это явление даже получило собственное название: «подхват».
Со стороны “подхват” выглядел так: самолет без видимых причин резко набирал высоту, затем сваливался в штопор и начинал камнем падать вниз.
Чтобы разобраться с причинами, было решено возобновить его испытания, при этом не прекращая его эксплуатацию.
В исследовании ”подхвата” были задействованы лучшие ученые и испытатели. Несколько институтов занимались только этой проблемой. Гарольд Кузнецов участвовал в экспериментальных полетах как летчик-испытатель Аэрофлота.
Он постоянно спорил с начальством, пытаясь доказать, что руля высоты не хватает для того, чтобы вывести самолет из рокового режима.
В общей гонке мнение гражданского пилота, пусть и опытного, не замечали. Не до него. На карту поставлен престиж страны.
По возвращении из Брюсселя его арестовывает КГБ. Поводом для ареста Кузнецова становится нелепый случай. Перед отлетом в Брюссель ТУ-104 показали руководству страны. Кузнецов, выполняя руление, развернул самолет и у члена политбюро Шипилова сдуло шляпу.
Выводы последовали незамедлительно: наказать командира, как только вернется с выставки. Кузнецова сняли с должности и назначили вторым пилотом сроком на полгода. Но быть вторым, это не для Гарольда.
Эти полгода он занимался испытательской работой в Аэрофлоте. В октябре 1958 года Гарольд Кузнецов вернулся к работе линейного пилота ТУ-104. Снова командиром. В то время ему было 35 лет. Он один воспитывал дочь.
-Обычно отцы дочек любят и очень балуют. А из меня отец растил мальчишку. С шести лет я ездила с ним на охоту, стреляла. С восьми лет я водила его машину “Победу”.
Елена Кузнецова. Дочь.
Вокруг него было всегда много друзей. Между собой они звали его “мушкетером”.
В конце 60-х на советские экраны вышел фильм “Еще раз про любовь”. Татьяна Доронина играет стюардессу, Олег Ефремов командира ТУ-104.
До сих пор среди летчиков ходит легенда о том, что прототипом киноленты стали Гарольд Кузнецов и молодая стюардесса из его экипажа.
Картина снята по мотивам пьесы Эдварда Радзинского, название которой говорит само за себя: “104 страницы про любовь”.
В 1957 году в экипаже Гарольда появилась новая бортпроводница Алла Маклакова. Такая же красивая, как и героиня Татьяны Дорониной. Гарольд сразу влюбился в Аллу.
При любой возможности он старался подвезти ее после рейса на своей новенькой “Победе”. Алла не отвергала ухаживания Гарольда, но и взаимностью не отвечала.
Между тем испытания ТУ-104 продолжались. В 1958 году их проводили по ночам. Но конструкторам-летчикам так и не удавалось найти причину странного поведения самолета. Опасность новых катастроф давила на каждого.
К концу 1958 года Гарольд Кузнецов имел уже более 1000 часов налета на ТУ-104. Он продолжал настаивать, что разбираться надо с управлением лайнера.
А тем временем ТУ-104 продолжал перевозить пассажиров. Чтобы хоть как-то обеспечить безопасность, пилотам выдавался целый список ограничений по управлению лайнером. Советские граждане догадывались, что с самолетом что-то не так.
Но, несмотря ни на что, все признавали, что это действительно лучший лайнер Аэрофлота. ТУ-104 стал действительно народным самолетом. Люди стояли в очередях, чтобы купить билет на ТУ-104, хотя ИЛ-12, ИЛ-14 вылетали спокойно.
Создание ТУ-104 произвела революцию во всей системе авиаперевозок. Перестраивались аэровокзалы, создавались новые взлетные полосы, аэропорты закупали автобусы для доставки пассажиров.
Быть пилотом модной машины — мечта каждого гражданского летчика. Говоря современным языком, ТУ-104 стал национальным брендом. Его изображения были повсюду: на почтовых конвертах, открытках, в детских книжках.
В конце 1956 года Гарольд Кузнецов в числе первых перешел на зарубежные рейсы ТУ-104. Советская пресса публиковала все новые и новые репортажи об открытии очередной международной линии.
Вологодские кружева на чехлах сидений, обязательные 50 граммов армянского коньяка с красной икрой производили на пассажиров незабываемое впечатление. Так же, как горячее и десерт. Их больше не было ни на одном советском самолете.
Но все же удобство салона не главная задача авиаконструктора. Смертельный “подхват” не давал Туполеву покоя. Процесс испытаний он контролировал лично.
Одна из новых версий, что катастрофы происходят из-за сбоев автопилота. На работу с ним ввели временные ограничения.
Отныне включение автопилотов было запрещено и пилотировали ТУ-104 только вручную, чередуясь с командиром корабля денно и нощно.
Водители знают, что такое дальняя поездка на автомобиле. Представьте себе рейс от Москвы до Хабаровска, где нет придорожных стоянок. И становится ясно, что управлять самолетом на руках мог только физически крепкий человек.
Гарольд Кузнецов был одним из таких командиров.
-Его очень любили. Высокий, стройный, красивый, умный. На него все засматривались. Красавец был. Особенно когда форму оденет. Из воспоминаний коллег.
Многие московские стюардессы мечтали выйти замуж за разведенного командира “серебристой стрелы”. Многие, но не Алла Маклакова. Кузнецов пытался серьезно поговорить, но любую попытку Гарольда объясниться Алла сводила к шутке.
В течении 20 лет своей жизни ТУ-104 использовался на 100 процентов. Летая в Америку в 60-х, он проводил радиолокационную разведку местности.
В 1975 году на ТУ-104 проходили испытания авиационных ракет. Самолет установил 26 мировых рекордов скорости и высоты, перевез около ста миллионов пассажиров.
В октябре 1958 года закончился очередной этап испытаний. В конструкцию самолета внесли изменения, но окончательно проблему “подхвата” решить не удалось.
Завесу тайны приоткроет Гарольд Кузнецов. 15 октября 1958 года он приехал в аэропорт Внуково, чтобы уточнить свое расписание.
В комнате летных экипажей он встретил Аллу Маклакову. Там же он сделал ей предложение. Подруги советуют: “Смотри, упустишь красавца”. Но Алла снова ушла от разговора. Она обещала командиру подумать и дать ответ после возвращения из Пекина.
Кузнецов не должен был лететь в Пекин. Вместо него в плановой таблице стоял другой командир. Его друг Анатолий Горбачев.
Он ко мне подошел и говорит: -Толя, завтра ты стоишь в плане на Пекин. Давай поменяемся. Завтра я вместо тебя полечу.
А ты полетишь следующим рейсом, который мне запланирован.
-Какие проблемы? Конечно.
Анатолий Горбачев.
Гарольд попросил о замене именно в этот день. Возможно, он хотел как можно скорее объясниться с Аллой и специально поменялся, чтобы попасть с ней в один экипаж. Возможно почувствовал, что именно он должен лететь в этот рейс.
17 октября 1958 года. Рейс Пекин — Москва близится к завершению. Дома Гарольда ждала дочь, которую на время командировки он оставил у бывшей жены.
Неожиданно диспетчер передал: -В Москве сильный туман. Посадку запрещаем. Командир просит разрешения все же посадить самолет. Диспетчер приказывает разворачиваться на Свердловск. Во время разворота происходит “подхват”.
Через 30 секунд после начала падения самолет ТУ-104 стремительно приближается к земле. Экипаж буквально швыряет по кабине. Кузнецов ни на секунду не прекращает работать штурвалом.
Падение продолжается уже больше минуты. ТУ-104 пробивает облака. Экипаж видит огни небольшого города. Командир наконец-то получил возможность ориентироваться в пространстве.
Через 1 минуту 30 секунд ТУ-104 прекратил вращение. На мгновение показалось, что машина управляется. Но неожиданно самолет снова сваливается в крен. Высота стремительно падает. Падение продолжалось в течении двух минут.
На высоте 300 метров Кузнецов отчетливо различает телеграфные столбы и железнодорожное полотно. В 21 час 30 минут с борта 42362 земля слышит последние слова экипажа: “Конец. Прощайте. Передайте родным…”
-Я проснулась ночью в момент гибели отца с диким криком: “Папа горит. Папа горит!” И успокоилась. А на следующий день утром раздался звонок.
Моя мать подходит к телефону, она еще не сняла трубку, а я ей говорю, что сейчас скажут, что папа погиб. Она посмотрела на меня дикими глазами, сняла трубку и действительно это оказалось так.
Елена Кузнецова.
Вскоре после катастрофы в аэропорту “Внуково” прошла встреча представителей Аэрофлота и ОКБ Туполева. На заседании присутствовал сам Туполев. Повестка дня: “Подхваты” 104-х”.
На вопросы из зала о конкретных причинах катастрофы Кузнецова Андрей Николаевич Туполев ответил: “Вы не умеете правильно летать”.
Возмущенный гул летчиков оборвал командир внуковской эскадрильи. “Товарищи, я прошу почтить память погибших экипажей минутой молчания”. Зал встал.
Туполев собрал бумаги и в полной тишине покинул собрание. Через несколько часов, прослушав запись радиообмена между бортом 42362 и наземными диспетчерами, Туполев изменит свое отношение к гражданским пилотам.
Кузнецов: -Вероника. Я борт 42362. Разрешите посадку в Горьком.
Борт 42363. Посадку запрещаю. Уходите на Свердловск.
Кузнецов: -Вероника. Я борт 42362. Посадку гарантирую.
Борт 42363. Посадку запрещаю. Разворачивайтесь на Свердловск.
Кузнецов: -Понял вас 42362. Ухожу на Свердловск. Машину подбросило. Не могу справиться с управлением. Я 42362. Машину тащит вверх.
Не хватает угла-стабилизатора. Машина не слушается штурвала. Валимся в крен. Машину подбросило. Спасайте. Спасайте. Погибаем. 42362. Погибаем. Конец. Передайте родным…
В течении двух минут, пока продолжалось падение, Гарольд Кузнецов, как профессиональный летчик-испытатель комментировал все, что происходило с самолетом.
Ему не хватило доли секунды, чтобы попрощаться с родными. Информация, переданная Кузнецовым, оказалась бесценной.
Катастрофу не смоделируешь ни в каком испытательном полете. Последний отчет Кузнецова из гибнущего самолета помог излечить ТУ-104 от смертельного недуга.
Экипаж самолета с бортовым номером 42362 похоронен в Москве на Донском кладбище. Могилы Гарольда и Аллы совсем недалеко друг от друга.
Скромная “мак-мак”, как ее называли друзья, тогда так и не успела сказать Гарольду о том, что после рейса Пекин-Москва у нее должна была состояться свадьба с другим человеком.
Советским специалистам, благодаря Гарольду Кузнецову, понадобилось два года, чтобы решить проблему “подхвата”. На ТУ-104 изменили угол установки стабилизатора и поставили дополнительные приборы.
Ценой своей жизни Кузнецов обеспечил счастливую судьбу первому советскому реактивному лайнеру.