Зинаида Кириенко играла несчастливых женщин и была счастливейшей женой и матерью

Мой папа – любитель хорошего советского кино – скептически относился к Зинаиде Кириенко (1933-2022).

Что поделать, для него всегда эталоном была Алла Ларионова, по образу которой он и измерял всех актрис. А Кириенко для него – унылая, рыдающая и вечно несчастливая. Тогда ведь не была такого печатного обилия сведений о личной жизни актёров. Экранный облик накладывался на жизнь.

 

Поэтому Александр Демьяненко страдал от того, что он «вечный Шурик», а умница и книголюб Георгий Бурков, что – «вечный алкаш».

Вот и Кириенко представлялась всегда несчастной. А прожила она 44 года в прекрасном браке с Валерием Тарасевским, воспитала двоих сыновей, успела побыть счастливой бабушкой.

В их семье было все так распределено – муж занимается детьми и хозяйством, а жена зарабатывает. Кому-то это может не понравиться. Но, во-первых, они забыли у нас спросить, а во-вторых, счастье все понимают по-своему.

Я хорошо помню передачу «Идеальный ремонт», как Кириенко принимала преображенную квартиру. Особенно запомнила украшения актрисы и вообще как она прекрасно выглядела.

Как королева! И кстати, это была та передача, когда ремонт не слишком понравился хозяйке. Она этого и не скрывала и имела полное право на мнение. Но в кино… Вечно рыдающая и несчастливая. Жалкая.

Вспомним и «Сороку-воровку», и «Любовь земную», и «Судьбу человека». Но главное – вершина в галерее образов брошенных жён – Наталья в «Тихом Доне».

Сергей Герасимов основательно подходил к созданию киноэпопеи «Тихий Дон». И к выбору актёров тоже.

Тамара Макарова, которая во ВГИКе вместе с Герасимовым вела курс Кириенко, велела студентке целый год читать и изучать роман Шолохова.

Судьба что ли? Кириенко сама запала на Наталью Коршунову. А никак, например, не на главную роль Аксиньи.

Читайте также  Зыбкое счастье Надежды Румянцевой. О чем сожалел любимый Вилли после ее ухода

***
Осенью 1956 года Герасимов начал работу над фильмом. Нашли живописное место на реке Северный Донец на хуторе Диченском.

Дом Мелеховых и Астаховых был построен, а дом Коршуновых был настоящий и полностью соответствовал шолоховским страницам. Рядом из фанеры построили храм. Кстати, потом местные просили не разбирать эту декорацию. Пусть хоть такой церковь будет в станице!

Как обычно, Герасимов тщательно репетировал все сцены. Вот же времена были в кино!

И начали с тяжелейшей для Кириенко сцены проклятия неверному мужу Григорию Мелехову. Обливаясь слезами, Наталья обращалась к грозовому небу, потом бросалась на землю, срывала платок.

Дождь имитировали тремя брандспойтами с поливальных машин, струи хлестали актрису. Как вспоминала Кириенко, играла на пределе своих возможностей.

А сцена попытки самоубийства Натальи! Интересно то, что сцена могла стать вообще трагической. Потому что коса была настоящая, а не затупленным муляжом.

Герасимов сказал: «Смотри, шею не порань!». Долго репетировали «бросок». У Кириенко потом три дня болели мышцы от напряжения.

А затем необходимо было отыгрывать и шрам на шее, и перекошенность силуэта Натальи. Шрам гримеры приклеивали, поэтому актриса не забывала про рану. Герасимов останавливал съёмку, если понимал, что Кириенко не так гнёт шею после увечья.

Все было так достоверно, что впоследствии на концертах зрители просили показать шрам от косы. И Зинаида Кириенко всегда выступала в платьях с открытой шеей, дабы не было вопросов.

И ещё мне очень запомнилась актриса в сцене признания Мелехова в нелюбви к законной жене. Лежат они в телеге, первый снежок запорошил лица и камера крупно показывает глаза Натальи – наполненные слезами и почти безумные.

Этот фильм отлично смотрится и по сей день, хотя прошло более 60 лет. Там из актерских ролей трудно кого-то обойти, все хороши. И Глебов, и Быстрицкая, и Хитяева. Но и Зинаида Кириенко прекрасно запоминается.

Читайте также  Любимица публики Кейт Миддлтон объявила об онкологии - опасная болезнь косит королевскую семью

Сыграла так, что до сих пор, если сказать: «Судьба, похожая на судьбу Натальи Коршуновой», понятно о чем речь идёт. Кто-либо вспомнит роман Шолохова, а кто и фильм Герасимова.

ИСТОЧНИК