«В этой профессии я делаю только то, что хочу». Почему Оксану Фандеру называли «девочкой-катастрофой»

Оксана Фандера не только одна из самых красивых наших актрис, но, пожалуй, одна из самых закрытых. О ней известно немного. Отец – Олег Фандера (1934—2002), народный артист России.

Дебютировала в кино в 12 лет маленькой ролью в фильме «Приключения Электроника». В 1988-м чуть не выиграла первый в СССР конкурс красоты «Московская красавица».

О. Фандера

И почти тогда же вышла замуж за Филиппа Янковского. Их семейный союз считается одним из самых счастливых.

Точно так же, как и союз творческий: Оксана снималась в картинах своего супруга «В движении», «Статский советник», «Каменная башка».

Предлагаю небольшое интервью актрисы 2016 года.

«Я ПО НАТУРЕ – АДРЕНАЛИНЩИЦА»

— Оксана, вы родом их Одессы. Часто бываете в родном городе?
— Не так давно я там даже снималась в картине Александра Гордона «Огни притона»… Я очень люблю Одессу!

Там прошло все мое безмятежное, свободное, счастливое дворово-уличное детство. В этом городе — моя душа, здесь самое лучшее в мире море, которого мне все время не хватает в Москве.

— По-вашему, одесситы кардинально отличаются от москвичей?
— Очень! Когда я в 14 лет приехала в Москву, мне казалось, что попала на другую планету.

Я всем казалась странной со своим одесским темпераментом, открытостью и желанием общаться. В Москве пришлось застегнуть душу на все пуговицы и усмирить свой южный темперамент. Южные люди сильно отличаются от столичных – может, потому, что они ближе к морю, к природе.

— Говорят, ярких приключений хватает и в вашей московской жизни.
— Это так, я по натуре — адреналинщица.
— Как это проявляется?

— Например, стараюсь работать без дублеров. Разве в тех же «Огнях притона» я могла отказаться от такой сцены, как настоящая драка?! И хотя закончилось все сломанным пальцем, я нисколько об этом не жалею!

А уж о моем стиле вождения машины в Москве ходят легенды – я гоняю как сумасшедшая. Что и говорить, люблю развернуться через двойную сплошную… (Смеется.) Понимаю, это плохой пример для подражания, но ничего не могу с собой поделать.

Оксана Фандера на конкурсе «Московская красавица-88», 1988 год

— Вспоминая о детстве, вы однажды назвали себя «девочкой-катастрофой». Мол, «лазала по стройкам и виноградникам, воровала дома вишневую наливку, прыгала в море с самых высоких мачт. В школе — вечный неуд по поведению…» Может, все перечисленное «родом» оттуда?

— Пожалуй. Тогда уж я точно многое делала «без головы». Наверное, это у меня в крови. Моя мать — еврейка, отец — наполовину цыган, наполовину — украинец, хотя я его практически не помню.

В детстве меня с утра отпускали на улицу, и я могла гулять где угодно… Да и сегодня, наверное, я своим видом и поведением порой «бросаю вызов обществу».

Свойственные мне легкость, общительность, открытость не всегда адекватно оцениваются со стороны.

Читайте также  Загорелся вагон, в котором изнутри были заперты трое, он выбил ногами окно и через него люди выбрались наружу

Может, поэтому мне периодически и приписывались разные «несуществующие» любовные романы, поступки, которых я не совершала. Но если человек мне интересен, я меньше всего думаю, как надо держаться на публике!

В боевике «Дураки умирают по пятницам», 1990 год
За роль в «Огнях притона» (2011 год) Оксана получила на «Кинотавре» специальный приз

«РЕЖИССЕРЫ ВСЕГДА НОРОВИЛИ МЕНЯ РАЗДЕТЬ»

— Поделитесь секретом, как достигнуть внутренней свободы и гармонии? Ведь не всем повезло родиться в Одессе.

— Люди слишком часто включают ограничители. Например, говорят: «Нет, я это не смогу!». А ты попробуй! И у тебя обязательно получится!

Надо не бояться пробовать новое. Не надо думать, что позволять себе, что нет. Надо просто жить так, как ты считаешь нужным.

Не надо границ! Увы, у людей слишком ограниченное сознание. Меня это очень мучает. Люди ставят рамки, шоры. Этого нельзя делать…

Помню, был такой случай. В картине Ольги Субботиной «Про любоff» нас одевала компания Mercury, она же предоставила украшения.

В первый съемочный день на меня нацепили роскошное колье, а в конце дня оно категорически отказывалось расстегиваться.

За мной бегали охранники, потому что к дорогим украшениям приставляется по несколько человек, а мое колье стоило уйму денег. Ситуация была наикомичнейшая. И вот…

Я уже переоделась в джинсы, и мы с Марусей, художником по костюмам, решили, что я должна улизнуть с этим украшением, а дальше мы с ней его сорвем, продадим и деньги поделим пополам. (Смеется.) Жаль, что охранники вовремя раскусили наш план!

— Да, но этот ваш «побег» потянул бы лет на пять усиленного режима!
— А мы всерьез рассчитывали на то, что «господа судьи» учтут наше чувство юмора…
— То есть, у вас нет никаких фобий, страхов и комплексов?

— Почему же нет? Я понимаю актеров, которые отказываются ложиться в гроб, вряд ли и меня можно заставить сделать это. У меня фобия на лифты и самолеты, замкнутое пространство и метро.

— У вас есть какие-либо самозапреты в профессии?
— Как актрисе психологическое душевное обнажение даётся мне проще, чем обнажение физическое.

А получилось, что с первой картины режиссеры меня стали раздевать — хотя ни в одном сценарии этого не было!

Сознательно раздевали — придумывали и придумывали поводы. Я не знала, как с этим бороться. А надо было сразу сказать «нет»! (Смеется.)

— ?!
— Я не считаю своё тело тем инструментом, который необходимо использовать для создания роли. Словом, я не Моника Беллуччи! Сейчас, если речь заходит об обнажении в кадре, я предпочитаю, чтобы меня заменяла дублёрша.

В роли хозяйки борделя «мамы Любы» в фильме «Огни притона»
С Николаем Валуевым в боевике «Каменная башка», 2008 год

«ГЛАВНОЕ – МОЕЙ КРОВИ ЧЕЛОВЕК ИЛИ НЕТ»

— Все ваши друзья – такие же бесшабашные, рисковые люди, как вы?
— Не обязательно бесшабашные и рисковые. Мне интересны люди, которые развиваются, у которых можно чему-то поучиться.

Я не дружу просто так, чтобы было с кем посидеть, потрепаться или помолчать. Часто в общении с человеком у меня наступает момент, когда всё отдано и всё получено. Тогда я могу развернуться и уйти.

Читайте также  Судьба Заремы Салиховой, спутницы жизни Леонида Федуна и матери его четверых детей

Но на самом деле я рядом с теми, кому нужна. Я быстро прихожу на помощь. И ещё получаю удовольствие от того, что человеку хорошо рядом со мной.

Эта схема распространяется и на друзей, и на близких. На всех, с кем я общаюсь. Вообще самый близкий мне по духу литературный персонаж, знаете кто?

— ?!
— Маугли! Я определяю людей именно по киплинговскому принципу: моей человек крови или нет.

С Филиппом Янковским на премьере комедии «Любовь-морковь»

— Вы снялись в трех фильмах своего мужа Филиппа Янковского. Насколько вам комфортно было работать вместе?

— Филипп, наверное, самый строгий из всех режиссеров, у которых мне приходилось сниматься. По-видимому, одна мысль, что кому-то может прийти в голову, будто он зовет в фильм актрису, потому что она его жена, для него нестерпима.

На съемочной площадке у меня все время было ощущение, что я должна доказывать, что выбор был сделан правильно.

Как-то я говорила в интервью, что в очереди за похвалой у режиссера Филиппа Янковского я нахожусь в самом конце.
— Зато недавно вы отметили «серебряную» свадьбу. В чем ваш рецепт крепкого брака?

— В браке просто необходимо обоюдное чувство юмора. Поэтому мой рецепт прост: относитесь к разным мелочам, бытовым проблемам и прочим неурядицам с юмором. Тогда будет все намного легче.

По крайней мере, нам с Филиппом не скучно, мы легко можем друг друга развеселить. Мне кажется, это самая ценная составляющая счастья в семье.

В сериале «Чудотворец» (2014 год) актриса сыграла возлюбленную главного героя, которого сыграл ее муж Филипп Янковский

«Я – КАПРИЗНАЯ»

— Оксана, вы всегда отменно выглядите, но не часто появляетесь на страницах глянцевых журналов. Почему?

— Просто не вижу смысла. Мне пиар не нужен.
— Неужели не хочется попасться на глаза новым талантливым режиссерам, сыграть побольше ролей?

— Хочется не просто ролей, а интересных ролей. Я никогда не снимаюсь просто так, потому что так надо. Или из-за денег, из-за желания почувствовать себя востребованной.

Снимаюсь только тогда, когда понимаю, что раньше этого не делала, что роль прибавит мне каких-то знаний. Это не из области профессии, а из области алхимии. У меня другие ориентиры. В этой профессии я делаю только то, что я хочу.

— И что же вам хочется играть?
— Я давно уже прошла тот этап, когда мне на экране хотелось быть безупречно красивой. И сегодня, если мне предлагают роль, где не имеют значения твои внешние данные, я с удовольствием соглашаюсь.

А режиссеров выбираю так: если у него есть сдвинутость, если он влюблен в свой проект, не спит ночами, думая о картине, то это мой персонаж.

А если он почесывается и говорит «это будет красиво», — я убегаю. Никогда не буду работать с равнодушными людьми.

— Отчего вас давно не видно в театре?
— В театре у меня ничего не происходит. Я — капризная… С репертуарным театром мы давно уже «в разводе», с антрепризным я — актриса «на выданье» — как только интересное предложение поступит, буду рассматривать.

Читайте также  Валдис Пельш: почему ему завидовал лучший друг Алексей Кортнев. Ого! Что всплыло!
Перед началом церемонии закрытия XXIII фестиваля российского кино «Кинотавр»

— Несколько лет назад ваш сын Иван сыграл главную роль в фильме Романа Прыгунова «Индиго», но потом поступил на режиссерский факультет? Разочаровался в актерстве?

— Нет, это я убедила сына в том, что работать актером можно только в том случае, если есть определенный внутренний опыт, есть потери и переживания, которые человек должен сначала накопить.

В противном случае на экране появится просто смазливое лицо и известная фамилия. Ваня со мной согласился. К счастью, пока у него всё получается.

Я видела несколько его режиссёрских театральных работ, и должна признаться, что сын меня по-настоящему удивил – качество, которое я так ценю в людях.

— Насколько я знаю, ваша дочь Лиза тоже решила продолжить династию…
— Лиза поступила в школу-студию МХАТ.

Я ей, как и когда-то Ване, сказала: «Запрещать не буду. Но только все придется делать самой, на нас с отцом не рассчитывай».

Я больше всего не хотела, чтобы они пользовались знаменитой фамилией Янковских, а сами добились чего-то в жизни. Так вот Лиза настолько самостоятельная барышня, что, когда поступала в вуз, даже пыталась сделать это под другой фамилией!

На премьере фильма-мюзикла Валерия Тодоровского «Стиляги»

«ФИРМЕННОЕ БЛЮДО – УКРАИНСКИЙ БОРЩ»

— Чем заполнена ваша жизнь в свободное от творчества время?
— Живу тем, что мне приходит в голову. Да чем угодно! Помню, моя подруга возвращалась из долгого путешествия по Индии, мне захотелось сделать ей что-то приятное.

И я взяла фотографии из мобильного телефона, взяла в руки карандаш и нарисовала ее портрет. Мне казалось, что я рисовала очень быстро, но на самом деле, это заняло шесть часов.

Получилось неплохо! Вот такая я увлекающаяся натура. И это лишний раз доказывает, что если вы что-то хотите, делайте, а не говорите, что вы этого не умеете. Чудо произойдет!

— Путешествовать вы любите?
— Очень! Уютнее всего я чувствую себя в Одессе, стараюсь ездить туда каждый год.

— Есть любимый уголок на карте мира? Как говорится, место, где за счастье встретить старость…
— Никогда не думала об этом. Я живу настоящим.

— Если у вас выдается абсолютно свободный день, как вы обычно его проводите?
— Сплю подольше. Читаю.
— Есть ли у вас какие-то фирменные секреты красоты?

— Не могу сказать, что много времени провожу в уходе за собой, мне больше свойственна естественность во всем. Даже спортом почти не занимаюсь.

Единственное, что я делаю регулярно, – пять упражнений по книге тибетских монахов «Око возрождения». Результат и ощущения просто удивительные! Всем советую.

— Слушаю вас, и совсем не представляю, например, стоящей у плиты…
— И напрасно, кстати.
— Может, и украинский борщ варить умеете?

— Причем, именно борщ у меня получается отлично! (Смеется.) Это же в семье самое любимое блюдо.

О. Фандера

Источник