Болезнь, как дар Божий. Афонский монах рассказывает о самом простом пути к спасению

Публикацию хочу сделать на тему болезни. Посвящается она всем, кто страждет, кто страдает от телесных заболеваний, тяжелых, хронических, или просто переносит какую-то болезнь, которую Господь послал.

Хотел поделиться с вами своим личным опытом, своими мыслями и поддержать вас духовно. Потому что эта тема на самом деле очень актуальна, очень злободневна.

И, к сожалению, часто людям, особенно в миру, да и монашествующим тоже, не хватает духовной силы, опыта, ведения, то есть знания духовного.

И то, что, по сути, является даром Божьим, люди воспринимают как какое-то наказание, может быть, проклятие, даже какую-то беду, не понимая сути вопроса.

Подвигло меня на запись этой публикации сообщение одной матушки, которая ушла из монастыря по объективным причинам.

Просто по состоянию здоровья бывает невозможно жить в некоторых монастырях, особенно в России есть такая проблема, где очень много физического труда в женских монастырях, и просто человек становится обузой, когда не может нести послушание.

Передам ее слова в общих чертах, конечно, не называя имени, просто для наглядности будет очень похоже, и многие, может быть, увидят свою проблему. Я сам тоже через это проходил.

Суть проблемы: Господь попустил какую-то хроническую болезнь тяжелую, и этой болезнью связал внешнюю деятельность человека. То есть болезнь такая, что человек и не умирает, но и полноценно жить физиологически не может.

То есть человек говорит: «Я вроде и не умираю, но и не живу. Вот плетусь просто придушено как-то по жизни. Не могу.

Вот мне дар жизни дан, а я ее не могу использовать. Ничего не могу делать. И чувствую никчемность, бессмысленность. Иногда даже не хочется и жить такой жизнью».

В общем, человек находится в унынии. В унынии именно от того, что чувствует, что он не может жить деятельно. Причина даже не в эгоизме, не в том, что человек просто тупо хочет себе здоровья и наслаждений.

Он хочет трудиться во славу Божью, он хочет быть полезным и Богу, и людям, но не может. Нет здоровья, ничего не может человек, все время чувствует усталость хроническую, неспособность полноценно трудиться и служить.

И вот тут я буду говорить именно на примерах, потому что так гораздо проще, чем говорить абстрактно, какими-то поучениями.

Просто буду рассказывать и свои личные переживания, и опыт других людей. Мне кажется, это наиболее эффективно для восприятия. У меня была похожая проблема.

Знаете, вот я когда переехал на Афон в 2013 году на постоянное место жительства, монашествовать по благословению игумена своего, у меня пропали все болезни, мне Господь дал здоровья, я практически не болею, но бывает, зимой простужусь немножко.

Читайте также  На днях внезапно позвонила невестка, сказала, что у нее ко мне серьезный разговор, вот уж неожиданность

Что такое грипп, я вообще забыл. В общем, болезнь такая, которая, в принципе, даже не мешает. Не считая последнего моего полета в пропасть, когда я ногу сломал и два месяца без движения лежал. Но это единственный случай такой, а так как бы укрепил Господь здоровье.

А вот на Валааме я болел, болел постоянно, каждую зиму хроническая болезнь до изнеможения, когда ты неделю где-то вообще можешь только лежать и пить, и даже есть не можешь. Климат очень тяжелый был.

Я научился с Божьей помощью и с помощью святых, с помощью их учения, я научился правильно к этому относиться. И эти болезни начались мной не просто восприниматься, а проживаться как благословение Божье.

Но перед этим я прошел через очень тяжелое искушение, которое похоже на описание проблемы вот этой матушки, которая тяжело болеет хронически. У меня было похожее состояние, когда я чуть не ушел из монастыря.

Попустил Господь для смирения. Продолжительное, очень продолжительное время у меня была такая немощь телесная, что я не мог дойти от Никольского скита до усадьбы, до центрального монастыря.

Я еле-еле, чуть ли не ползком добирался, в общем-то небольшое расстояние по ровной местности, по хорошей дороге, не то что здесь, в горах. И меня это приводило в такое изнеможение, что я даже стоять не мог. Меня всего трясло.

Попустил Господь такую немощь, и она держалась очень долго. Где-то полгода я вообще не мог понять, что происходит.

Я не мог молиться толком, не мог не то что работать, я не мог сосредоточиться ни на чем. Состояние очень тяжелое было. Но тяжесть была даже не в самом этом состоянии, а в неправильном отношении к этому.

Я постоянно загонялся помыслом, что со мной что-то не так, и надо как-то из этого срочно выйти, чтобы начать что-то делать.

Потому что я ничего не делаю, жизнь проходит мимо, я теряю спасение и так далее. Вот эти помыслы неправильные. И Господь мне попустил вкусить в полной мере вот эту чашу.

После этой немощи, когда я уже собрался было уходить из монастыря, пришел к игумену и говорю, что я ничего не могу делать, я в монастыре совершенно бесполезный груз, вообще никому не нужен.

Мне игумен, человек Божий, отец Панкратий, владыка сейчас, тогда он архимандритом был, он мне сказал:

«Попробуй еще, последнюю попытку сделай, вот есть скит у нас в Ленинградской области, побудь там, не надо ничего делать, просто поживи там. Я скажу начальнику скита, чтобы он тебя не гонял на послушание, не гонял в храм».

Я даже молиться не мог, я не мог в храме просидеть полчаса. Он мне сказал: «Просто лежи и благодари Бога. Сколько потребуется, пока Господь не исцелит».

Уже отчаявшись полностью, я поехал на этот скит, пришел, сказал: «Братья, простите, в такой немощи я ничего не могу делать. Игумен отправил, уж потерпите меня».

И братья проявили любовь, все трудились, работали, ходили на послушание в храм. Я почти целый год пролежал как парализованный, потихонечку начал выползать на улицу, гулять, смотреть на природу, молиться я не мог. Мне сразу сдавливало голову от двух-трех молитв Иисусовых. Немощь кошмарная.

Читайте также  Только положительные отзывы: настойка из золотого уса

Потихонечку я стал чувствовать благодать Божью, я стал чувствовать милость Божью, просто глядя на природу. Там тоже природа великолепная, берег Финского залива.

Потихонечку что-то начал делать, там посуду помыть, нас там было всего пять человек, несложно. В храм прийти хотя бы на полчасика, на вечернюю. И потом неожиданно у меня эта немощь забралась. Как будто как отрезали.

Первый день Великого Поста я был уверен, что я не смогу поститься, не смогу ничего делать, но решил все-таки сходить на службу, просто хотя бы зайти на минутку. Пришел, почувствовал благодать, у меня немощь вся забралась.

И меня это сильно смирило, и главное дало мне понимание, что в дальнейшем, когда я каждый год заболевал каким-то хроническим заболеванием простудным, там все на Валааме болели, бронхи, легкие, уши, в общем, климат очень, конечно, тяжелый, но я научился в болезни получать благодать Божью.

Вот вроде простая вещь, мы столько читаем у святых отцов, но как-то вот мимо внимания нашего проскакивает.

Мы все думаем, что мы своими делами можем и заработать себе, заработать спасение, что мы что-то можем сделать, за что станем достойными.

И мне Господь через эту немощь показал, что ты ничего не можешь сделать достойного спасения. Ты можешь только принять мою любовь. И принять спасение, которое я тебе даром даю. Понимаете?

И в дальнейшем для меня каждая болезнь была благословением Божьим. И если честно, я просто наслаждался. Потому что когда ты здоров, когда у тебя тело здорово, то надо себя понуждать на какие-то действия, на какие-то труды.

Надо поститься там сколько-то, чтобы тело вело себя пристойно. Пост помогает от блудной брани. Нужно было терпеть немощь братьев каких-то неразумных, которые очень мучились сами и мучили других вокруг себя в монастыре. Нужно было ходить на послушания, ходить на службы.

Читайте также  Нашла в старом журнале за 2005 год интересный способ очистить сковороду от старого нагара и копоти за несколько минут

То есть ты проявлял труд, и самое главное, что, когда ты трудишься сам и, хотя ты умом понимаешь, что это не то, за что тебе дадут спасение, этот труд твой – это благодарность твоя Богу и подтверждение твоей веры делами.

И хотя ты это умом понимаешь, но сердце все равно надмевается самостью. Как будто я что-то делаю, и мне вот за это дадут. И ты постоянно ведешь эту тяжелую брань с гордостью и самостью.

А когда ты в немощи, когда ты просто лежишь, ты понимаешь, что все, ты все, что мог, сделал, а теперь просто милость Божья: «Господи, твори со мной, что хочешь. Предаюсь в твою волю».

Больному человеку ничего делать не надо, ему нужно просто предаваться воле Божьей и благодарить. Сердце очень сильно смиряется, и тогда ты чувствуешь благодать Божью действительно как дар.

И я всем желаю, всем, кто страдает телесно, я вас очень хорошо понимаю, потому что сам это все прожил, ам это прошел в полной мере, и могу понять ваше состояние.

Я хочу вас просто поддержать, я хочу вас укрепить, обнять духовно и сказать, что радуйтесь, послал Господь болезнь, от вас больше ничего не требуется, кроме терпения этой болезни. Этим вас Господь ведет в Царство Небесное.

Теперь внимание, я не говорю, что надо просить болезни себе или когда ты заболел, не просить исцеления. Ни в коем случае. Мы научены Господу молиться:

Болеете? Лечитесь. Просите исцеления. Но смиренно предавайтесь воле Божьей. И не суетитесь, не поддавайтесь этому помыслу, что с вами что-то не так и надо что-то менять, надо что-то делать.

Все ваше делание – это терпение и лечение, конечно, по мере возможностей, какие дает Господь возможности, какие дает лекарства, возможности врачебные. Потому что лекарства, врачи, медицина – это все от Бога.

Но ни в коем случае не унывайте и не думайте, что жизнь проходит мимо. Наоборот, жизнь как раз начинается, потому что истинная жизнь – это не жизнь тела, это не какие-то действия, которые часто являются просто суетой, если они делаются без истинного смирения. Жизнь – это Христос.

А ближе всего ты к Нему можешь приблизиться через искушение и болезни. Вот, наверное, все, что хотел сказать.
Текст основан на видео с сайта монаха Андроника Афон

Источник