Сорокоустами называют особые церковные поминовения, которые священнослужители совершают по просьбам православных христиан.
Сам же процесс представляет собой изъятие частиц из просфор за каждого верующего, имя которого было указано в церковной записке, поданной на сорокоуст.
При этом, как следует из названия, сорокоусты в моменты литургических служб читаются в течение сорока дней.
После того, как священнослужитель вынимает частицы, они погружаются в специальную чашу, наполненную “Кровью Спасителя”.
Над этой чашей возносятся особые молитвы, в ходе которых батюшка просит Господа об омовении грехов каждого поминаемого христианина.
В конце богослужения чаша с частицами выносится, после чего священнослужитель проводит Таинство Причастия, позволяя своим прихожанам приобщиться к Телу и Крови Иисуса Христа.
Нередко неопытные христиане не понимают, почему подобные молитвы должны читаться именно сорок дней — почему же не больше или не меньше?
Однако мы не должны забывать о том, что данное число дней в православии с давних времён считается символичным. Евангелие говорит нам о том, что Спаситель, отправившись в пустыню, возносил молитвы и соблюдал пост именно сорок дней.
Следовали примеру Христа и многие Святые — они часто предавались молитвенным бдениям на тот же срок, что и Сын Божий.
Кроме того, и человеческий дух после физической гибели испытывается на протяжении сорока дней подряд, и лишь по их прошествии Господь определяет его дальнейшую участь.
И эти факты свидетельствуют о том, что сорокадневные молитвы действительно обладают особенным смыслом и значением для Православных христиан.
При этом, заказывая сорокоуст “О здравии”, мы заботимся не только о физическом здоровье своих близких — такие молитвы направлены и на духовное Спасение наших любимых людей.
Ведь, говоря о “здравии души”, мы подразумеваем и её очищение от пороков, и желание христианина жить Богоугодно, и его стремление к борьбе с грехом.
Без подобных духовных трудов никакого смысла даже в самых усердных молитвах не будет, потому что Небесный Отец не сможет помочь тем, кто на самом деле этого не хочет.
Кроме того, отметим и ещё один немаловажный нюанс: церковный канон говорит нам о том, что сорокоуст можно заказывать лишь за людей истинно верующих и воцерковлённых, однако на деле всё может оказаться не столь однозначно.
Строгое следование канонам может привести нас к тому, что в храмы будут ходить очень немногие.
Это не значит, конечно, что мы должны отмахиваться от них, совсем напротив — мы должны стремиться к следованию канонам как к некоему “идеалу”, но при этом понимать, что многие из нас, по природе своей, немощны и слабы.
По этой причине в наши дни батюшки разрешают поминать во время сорокоуста практически всех людей, крещёных в Православии.
Нам ведь неизвестно, какой именно путь Небесный Отец избрал для того или иного своего чада — быть может, простая церковная записка и станет для этого человека тем самым толчком к праведности?
А там, мало-помалу, он и в храм начнёт ходить, и впоследствии уверует в Господа, как должно…
Но какую пользу сорокоусты могут принести усопшим? И может ли христианин в Церковной записке указывать своё собственное имя? Не будет ли это грехом?
Ответы на эти вопросы даёт иеромонах Димитрий Першин: “…Сорокоусты о наших почивших близких позволяют нам поддерживать их дух вплоть до момента Божьего Суда —
таким образом мы и помогаем душам своих родных, и делим с ними радость от долгожданной встречи со Спасителем. И, должен сказать, это очень важно как для покойных, так и для нас с вами.
Давайте вспомним, для чего мы молимся дома? Таким образом мы просим у Господа снисхождения и милости к нашим родственникам, желая им вечного упокоения в Царствии Небесном.
Однако важно не ограничиваться лишь домашними молитвами — на протяжении этих сорока дней необходимо чаще участвовать в Богослужениях, посещая Храм и по утрам, и по вечерам.
Кроме того, нельзя забывать о совершении панихиды, раскаянии и благодеяниях — например, о подаче милостыни неимущим.
Мне часто задают вопросы о том, какое количество сорокоустов дозволительно заказывать в различных Церквях и как они влияют на дальнейшую судьбу усопших?
Скажу так: если в церкви богослужения проходят не каждый день, то можно заказать ещё один сорокоуст в храме с ежедневными службами.
Однако не стоит смотреть на церковь, как на контору, предлагающую те или иные ритуальные услуги — не стремитесь “откупаться” от проблем, не желая при этом ничего делать самостоятельно.
Кроме того, не забывайте о том, что нельзя подавать записки на сорокоуст о людях, покончивших жизнь самоубийством, если у Вас нет на то архиерейского благословения.
В жизни по-разному бывает: случается, что люди, пребывающие не в здравом уме, совершают нечто подобное именно из-за болезни. Не стоит подавать записок и за людей, хулящих Господа и ярых атеистов.
Теперь затронем вопрос, касающийся упоминаний в Церковных записках самих себя. На самом деле, ничего страшного или греховного в этом нет, если мы говорим о сорокоустах “За здравие”.
Но учтите, что подобное поведение не всегда можно счесть уместным — к примеру, если Вам предстоит отправиться в опасное путешествие, уйти на фронт или же Вы готовитесь к сложной операции, это вполне оправдано.
Иными словами, я говорю о серьёзных ситуациях, в которых человек не может поручиться за возможность будущих молитв.
Сюда же можно отнести и случаи, когда людям предстоит, к примеру, предстать перед судом — тогда человек не знает, что его ждёт и будет ли у него возможность участвовать в церковной жизни в тюрьме.
Или же, например, сорокоуст за себя может заказать беременная девушка, которой вскоре пора будет родить, ведь какое-то время она не сможет посещать храм самостоятельно.
В таких обстоятельствах не зазорно попросить Церковь помолиться за вас”.