Алексей Владимирович родился в ноябре 1928 года в городе Владимир. Его родители, Владимир Баталов (Аталов) и Нина Ольшевская, оба были актерами, служили в МХАТ.
Неудивительно, что все детство мальчика прошло за кулисами театра, среди актеров и декораций. Когда Алеше было 5 лет, родители развелись. В скором времени его мама вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова. В 1937 у них родился сын Михаил, а в 1940-Борис.
Семья жила в квартире на Большой Ордынке. Частыми гостями у них были Пастернак, Бродский, Ахматова, Мандельштамы. Вся эта творческая обстановка благоприятно сказывалась на культурном развитии Алексея Владимировича.
«Как говорил сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась Великая отечественная война. Их с матерью и двумя братьями эвакуировали в «одноэтажный керосиновый городок» Бугульма.
Там Нина Ольшевская самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там много времени: управлял занавесом, подавал реквизит, топил печи в зале, расставлял лавки, а после и сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов».
Театр плотно вошел в жизнь Баталова. Он и сам не знал, насколько длительным будет его увлечение, но в моменте находил невероятное для себя удовольствие, выходя на сцену.
По возвращении в Москву в 1944, Алексею, как и его одноклассникам, предложили небольшие эпизодические роли в картине «Зоя».
Никто не удивился, когда после окончания школы парень начал штурмовать театральную школу. Ему хотелось учиться именно в школе-студии МХАТ, чтобы продолжить династию.
Поступил парень со второго раза, хотя и мог попросить именитых родствеников, чтобы за него «похлопотали», но не стал.
В дальнейшем учеба ему давалась легко. Диплом он получил в 1950 году и сразу после этого был призван в ряды Советской армии. Служил Баталов в Центральном театре.
В 1953 актер вернулся в родной МХАТ. Как и многим молодым артистам, ему не доставалось больших ролей, в основном массовка и проходные. Что категорически не нравилось Баталову и конечно же расстраивало его.
Отношение актера к себе изменило кино. В 1954 он сыграл Алексея Журбина в картине «Большая семья». Через год с его участием вышли «Дело Румянцева», «Мать», «Михайло Ломоносов».
Для него было удивительным, что столько лет в театре он не годился, а тут в кино получает главные роли и работает на одной площадке с корифеями.
После выхода в 1957 году картины «Летят журавли», Алексей Баталов проснулся знаменитым. «Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре».
Увидев потенциал актера, режиссеры наперебой стали предлагать тому роли. Тогда вышли такие картины с участием Алексея Владимировича как «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года».
А также «День счастья», «Три толстяка», «Возврата нет», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», и другие.
«В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера.
Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа. С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой.
Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».»
Потом были «Скорость», «Время отдыха с субботы до понедельника», «Зонтик для новобрачных», «Полтергейст-90», «Чехов и Ко».
Последней работой в кино для Алексея Владимировича стал фильм «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», где он сыграл самого себя.
«Алексей Баталов также писал стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекался живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло».
Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми».
Отдельно хочется рассказать о Баталове, как о режиссере. В кино вышло только 3 его работы: «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок».
А вот с радиоспектаклями все вышло намного успешнее: «Дама с собачкой», «Ромео и Джульетта», «Герой нашего времени», «Казаки», «Белые ночи» и многие другие.
Помимо серьезных работ актер также занимался озвучкой мультипликационных фильмов: «Загадочная планета», «Ежик в тумане», «Приключения пингвиненка Лоло», «Лягушка-путешественница», «Гора самоцветов», «Ключи от времени» и других.
Личная изнь
Со своей первой супругой, Ириной Ротовой, Алексей Баталов познакомился еще в детстве. Ее отец работал с его отчимом, и дети, познакомившись, много времени проводили вместе.
Когда им было по 16, влюбились. Прождали 2 года, чтобы пожениться. Через 7 лет у них родилась дочка Надежда. Жили тогда все вместе в квартире родителей, а через некоторое время съехали в комнату в общежитии. Брат актера вспоминал:
«У нас квартира была тесная, туда еще периодически Ахматова приезжала. Он с женой там не мог жить. В Питере ему позже дали коммунальную квартиру, небольшую комнатку.
Большего жилья у них не было. Приходилось тесниться там с женой и дочерью. Через несколько лет ему дали отдельную квартиру».
В скором времени супруги начали отдаляться друг от друга. Алексей Владмирович стал все больше времени уделять работе, меньше бывать дома.
Для всех было шоком, когда в 1958 году они развелись. Для всех, но не для него. Брат актера, Михаил Ардов, рассказывал:
«Они никогда не были особо близки. Ему в принципе несвойственны большие чувства по отношению к родственникам. Да, они жили вместе, он играл с дочерью, но какой-то глубокой душевной связи не было»
Бывшая супруга болезненно отреагировала на расставание, затаила обиду и ненавязчиво сделала так, что дочь не смогла общаться с отцом.
Он поначалу старался чаще навещать девочку, но со временем стал «воскресным папой», а потом и вовсе практически перестал приезжать. В последствии он неизменно жалел, что не стал для дочери подмогой и опорой.
Со своей второй супругой, Гитаной Леонтенко, Алексей Владимирович познакомился еще в 1953 году в цирке. Молодая цыганка выступала с акробатическим номером и почти сразу же поразила сердце актера.
Он начал ухаживать за ней, несмотря на то, что был женат. Мать девушки не одобрила этих отношений и паре пришлось расстаться на 4 долгих года.
После своего развода Баталов возобновил ухаживания, и через 5 лет они поженились. В 1968 у них родилась дочь, Маша. Но радость от рождения долгожданного ребенка была омрачена ее диагнозом. ДЦП.
«Мария Баталова, обладая врожденным упрямством, не ставила на себе крест. Девушка с отличием окончила сценарный факультет ВГИКа и начала писать сказки и другие литературные произведения.
«Машка — главнокомандующий в нашем доме. Все у нас подстроено под нее. Она очень упертая, целеустремленная, так что да, мы подчиняемся», — признавался Алексей Владимирович».
Казалось бы в семье все наладилось, можно спокойно, что называется «доживать свой век». Но тут Алексей Владимирович попал в центр громкого скандала.
Сосед по даче построил на участке Баталовых баню и категорически отказывался сносить самовольную постройку. Семье актера пришлось обратиться в суд.
Вся эта неприятная ситуация несколько пошатнула здоровье актера. Он стал жаловаться на головокружения и сильные головные боли. В январе 2017 он из-за этого неудачно упал и сломал шейку бедра.
Однако после успешно проведенной операции врачи так и не разрешили Баталову покинуть больницу. Его состояние продолжало ухудшаться. Жена и дочь навещали его почти каждый день.
А 15 июня 2017 Алексея Владимировича не стало. Он тихо умер во сне. Чувствуя скорую кончину он успел причаститься и попрощаться с близкими. Похоронен Баталов на Преображенском кладбище.