Истерн «Неуловимые мстители» был одним из самых популярных приключенческих фильмов в Советском Союзе. Вторая часть получилась даже успешнее оригинальной кинокартины.
И даже третий, весьма спорный фильм тоже нашел своих фанатов. Трилогия о народных мстителях с триумфом прошла в советских кинотеатрах.
Позже ее транслировали по телевизору. Но потом эти картины тихо убрали с телеэкранов и почти не показывали.
Активно крутить снова их начали лишь во времена перестройки и гласности. Советские чиновники, как оказалось, сильно невзлюбили артистов.
И предпочли спрятать эти фильмы с глаз долой, из сердца вон. Причины же были сугубо идеологическими.
Актеры, сыгравшие в «Неуловимых мстителях», быстро стали национальными героями. Их узнавали на улице. Поклонники просили автографы.
А фразы из фильмов мгновенно разошлись на цитаты. Актеров ассоциировали с их экранными персонажами не только рядовые зрители, но и высокие партийные начальники.
Советское руководство считало, что артисты, игравшие героев революции, должны и в жизни быть пламенными коммунистами, образцами честности и неподкупности, примером для подражания.
Однако в реальной жизни актеры были далеко не такими героями как на экране. Они оказались обычными живыми людьми, со своими достоинствами и недостатками.
Виктор Косых, сыгравший Даньку, крепко подружился с алкоголем и временами устраивал пьяные дебоши в увеселительных заведениях.
Василий Васильев, известный зрителям как Яшка-Цыган, то и дело ввязывался в драки по своей пылкой цыганской натуре. А уж о романах Вали Курдюковой (она же Ксанка) неодобрительно шептался весь Мосфильм.
Но то были мелочи жизни. И они вполне простительны даже в глазах высокого начальства. Гораздо больше претензий у партийных чиновников появилось к создателям кинокартины и к второстепенным артистам.
Режиссер трилогии Эдмонд Кеосаян, по мнению начальников, стал слишком высокого о себе мнения и заболел «звездной болезнью».
Его обвинили в провале третьего фильма «Корона российской империи» и услали в Армению, где он стал снимать никому не нужное малобюджетное кино.
Сценарист оригинальной киноленты Сергей Ермолинский имел неосторожность поддержать письмо Солженицына за отмену цензуры.
За что был отстранен от работы над продолжениями. Но вопросы возникли и к следующему сценаристу – писателю Артуру Макарову. Нет, тот не был антисоветчиком.
Зато дружил с очень неблагонадежными с точки зрения советской идеологии людьми – Высоцким, Тарковским, Шукшиным, Мариной Влади.
Да еще и поддерживал контакты с криминалом. В лихие 90-е писатель были убит в квартире гражданской жены. То преступление так и не раскрыли.
Но больше всех, как считали начальники, согрешили Савелий Крамаров и Борис Сичкин. Оба они покинули страну.
И эмигрировали ни куда-нибудь, а на территорию идеологического противника – в США. А значит, по мнению чиновников, предали Родину.
В конце 70-х годов Савелий Крамаров попал в опалу. Актер увлекся йогой, ушел в религию, стал отказываться работать по субботам.
Вдобавок его родной дядя Леопольд Волчек эмигрировал в Израиль. В глазах партийных боссов Крамаров вел себе не по-советски и стал человеком с подмоченной репутацией.
Артиста почти перестали снимать. А когда он подал документы на эмиграцию – не выпустили из страны.
Выехать разрешили лишь тогда, когда он напрямую обратился к президенту США Рональду Рейгану, а его письмо несколько раз зачитали по «Голосу Америки».
Некрасивая история приключилась и с актером Борисом Сичкиным. Его обвинили в краже социалистической собственности. Якобы брал за съемки слишком высокие гонорары. Дескать, нехорошо это, не по-советски.
Легендарный Буба Касторский больше года провел в тюрьме. Но, как и следовало ожидать, обвинение оказалось ложным. Компетентные органы во всем разобрались.
Но актер больше не стал искушать судьбу. Бросил квартиру, почти все имущество. Собрал семью и уехал в Америку.
На своей новой родине артист выучил английский язык, стал давать концерты и даже сыграл в нескольких голливудских фильмах.
А вырученные деньги вкладывал в образование своего сына Емельяна. Позже тот стал известным в США композитором.
Ни Крамарова, ни Сичкина бывшая родина не простила. Обоих даже хотели вырезать из «Неуловимых мстителей».
Но если первый снялся лишь в нескольких эпизодах. И его фразой про мертвых, которые «вдоль дорог с косами стоят», вполне можно было пожертвовать.
То убрать Бубу Касторского, на котором был завязан весь второй фильм, не представлялось возможным.
Поэтому чиновники просто положили кинокартины под сукно – вместе с неугодными актерами. На том и успокоились. Идеология в то время была сильнее искусства.