Можно ли определить, за какой нераскаянный грех Господь попускает ту или иную болезнь? На этот вопрос ответил иерей Игорь Сильченков.
Игорь Сильченков, иерей: Это часто задаваемый вопрос. Люди хотят понять, что если болезнь не лечится, значит есть какой-то нераскаянный грех. Какой? На самом деле, этот вопрос иррациональный.
Я болею, потому что есть какой-то нераскаянный грех. Само это утверждение противоречит нашей духовной жизни. Потому что у нас у всех есть нераскаянные грехи.
Людей с раскаянными грехами не существует априори. И даже святые были небезгрешны. Предание говорит нам, что самый великий святой в самый лучший день, находясь в затворе, совершает не менее семи грехов в день.
Он же исповедуется не каждый день. И кается в своих грехах не каждый день. Значит, у него есть неисповеданные грехи.
Как же их не может быть у вас? Конечно, у нас у всех есть нераскаянные грехи. Я вот сегодня, пока шёл на исповедь, нагрешил очень много.
Я, конечно, каюсь и прошу у Бога прощения, но я не снял с души эти грехи. Я не исповедовал их. Но когда я дойду до исповеди (я не знаю, когда это случится), то я уже забуду большую часть из них. И они будут нераскаянные.
Как узнать, какой нераскаянный грех есть у вас? Надо проводить духовную работу. Внимательную духовную жизнь вести. Следить за собой. Записывать свои грехи.
Нужно иметь список, какие грехи существуют. Это нужно для того, чтобы отслеживать за собой. Потому что без этого списка мы можем не вспомнить или не определить все свои грехи. Много их у нас. И, конечно, каяться в них нужно.
Поэтому Господь часто попускает болезнь нам, причём долгую болезнь, чтобы мы принесли плод духовный, соразмерный, который ведёт ко спасению. А не просто, чтобы мы пришли в храм и свечку поставили.
Понятно, что нам не хочется болеть, особенно долго болеть. Нам не хочется скорбей. Меня лично в церковь привела очень долгая скорбь. Очень долго не разрешалась ситуация. Она до сих пор до конца не разрешилась.
И я понимаю, что если бы я пришёл и быстро покаялся, и поставил свечку, и ситуация бы быстро разрешилась, то меня бы в церкви уже не было. Не то, что я не был бы священником. Меня бы просто в церкви не было. Я бы быстро разрешил эту скорбь — и убежал бы дальше грешить.
Поэтому скорби и болезни даются нам для нашего спасения. Потому что мы очень косные, очень медленные для совершения добродетелей.
Мы — очень медленные. Нам надо каяться и Богу молиться. Затем мы совершаем новые грехи. И снова с ними надо бороться. Это духовная брань. А болезни и скорби нам помогают.
Поэтому узнавать, за какой из грехов попущена болезнь, незачем. Чтобы избавиться от этой болезни, раскаявшись в этом грехе? Раскаяться, конечно, надо.
Но Бог — не мститель, который наказывает за грехи. Нет. Он — помощник. Он дает болезнь, чтобы человек не просто раскаялся в том или ином грехе. А для того, чтобы он начал вести духовную жизнь. Исповедовался, причащался, молился…
Бог видит, что ты ходишь в церковь только потому, что болеешь. Ты не любишь ни Бога, ни исповедь, ни причастие, ни молитву… Ты ещё не стал членом Царствия Небесного.
Ты ещё не стал человеком, который при любых условиях будет в церкви до смерти. Независимо от того, болеешь ты или нет. Я уже из церкви никогда не уйду. Я люблю Бога и без Него не мыслю своего существования.
А если ты не стал таким, то будет скорбь. Скорбь — это костыль, на котором ты идёшь в Царствие Небесное.
Поэтому особо задаваться вопросом, за какой из грехов попущена болезнь, можно, конечно… Но чтобы раскаяться в грехе, а не для того чтобы избавиться от болезни. Бог может убрать болезнь прямо в одно мгновение. Но если мы долго болеем, значит, болезнь нужна.