Летом 1990 года начались съемки сразу двух продолжений бессмертного хита «Д’Артаньян и три мушкетера». Съемочная группа снова собралась для экранизации оставшихся романов Александра Дюма о приключениях четырех друзей.
Итогом должны были стать четырехсерийный телевизионный художественный фильм «Мушкетеры двадцать лет спустя» (роман «Двадцать лет спустя») и предназначенный для показа в кинотеатрах двухсерийный «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (роман «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»).
Работа над двумя лентами продолжалась 2 года. Премьера мини-сериала состоялась 1 января 1993 года. Художественный фильм так и не попал в кинотеатре и в марте 1994 года тоже был показан по ТВ.
Тот же режиссер – Георгий Юнгвальд-Хилькевич. И все те же актеры в главных ролях – Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Валентин Смирнитский.
Натуру для съемок находили по всему Советскому Союзу. В Ленинграде и его дворцовых пригородах (Петергоф и Павловск), в средневековом замке Выборга и в Ивангороде (Ленинградская область), в Украинской ССР (Одесса, генуэзская крепость в городе Белгород-Днестровский, морское побережье близ Ялты) и в Эстонской ССР (Таллин, Нарва и другие локации).
Финальную сцену «Таны королевы Анны», где мушкетеры уезжают на верблюдах воевать в Африку, сняли вообще в Узбекской ССР под Бухарой в пустыне.
В июле 1990 года съемочная группа оказалась в Таллине, где должна была находиться по плану до середины сентября. Но, не успев, как следует, приступить к работе, была обворована уже на третий день пребывания на эстонской земле…
Воры забрались на склад и похитили всю амуницию мушкетеров, в том числе шпаги и кинжалы, посеребренные портсигары, некоторые костюмы, а также прихватили с собой бронзовые канделябры, сверкающие как золотые.
Наверное, преступники решили, что в качестве реквизита киношники используют настоящие исторические реликвии, но это были современные реплики.
Хотя стоимость похищенных вещей не была запредельной, возникла угроза срыва съемок. Срок командировки строго определен, следом намечены даты уже в другом городе.
Оплачены гостиницы, забронированы на определенные дни дворцы, музеи и замки, где будут снимать актеров, выделены средства на расходы на строго определенное количество дней.
Любой день простоя грозил поставить крест на продолжении «Мушкетеров…». Сами того не подозревая, воры совершили настоящую диверсию против советского кинематографа.
Как вспоминали уже в наше время режиссер Юнгвальд-Хилькевич и исполнитель роли Портоса Валентин Смирнитский, директор картины сумел познакомиться с начальником одной из эстонских колоний и в сауне за рюмкой чая договорился об обоюдовыгодном бартере.
Д’Артаньян и три мушкетера пусть без шпаг (воры унесли все несколько десятков образцов) и в чудом сохранившихся костюмах, выступили в зоне перед заключенными и персоналом. Разыграли сценки и исполнили песни из классического фильма.
А дальше часть зрителей отправилась в цеха. Всего за одну ночь заключенные быстро воссоздали все украденные предметы по фотографиям.
Один в один. Ничуть не худшего качества, чем реквизит, который изготавливался по специальным заказам на разных предприятиях СССР.
Иронично, что зэки ковали самое настоящее холодное оружие. Получилось, что одни воры украли, другие – вернули.
Но на этом трагикомедия со съемками не закончилась. Через некоторое время съемочную группу обворовали во второй раз. Пришлось снова обращаться к умельцам за колючей проволокой.
Кражу реквизита так и не раскрыли, похищенные вещи сгинули навсегда. Эстонской милиции в июле 1990 года было не до каких-то там мушкетеров…
Республика бурлила и требовала независимость, деятельность практически всех органов государственной власти была парализована.
А тех сотрудников правоохранительных органов, которые продолжали исправно выполнять свой профессиональный долг, мобилизовали на расследование другой и более важной кражи, совершенной в те же дни.
ЧП республиканского масштаба случилось в одном из номенклатурных поселков под Таллином, где на номерных дачах под охраной постоянного милицейского поста жили самые уважаемые люди Советской Эстонии – чиновники, силовики, деятели науки и культуры.
Неизвестные воры (кто знает, может те же, что и обнесли «мушкетеров») проникли обнесенную забором территорию и отключили сигнализацию на даче №40. Вынесли все, что представляло ценность.
Фотоаппарат, 2 магнитофона, кассеты, джинсовая куртка, кофе, алкогольные напитки и другие предметы на общую сумму 1877 рублей.
Даже для последних лет СССР это немалая сумма. Дело в том, что в загородном доме отдыхала семья второго человека Эстонской ССР – Председателя Верховного Совет Арнольда Федоровича Рюйтеля.
Того самого, что занял свой пост в 1983 году, считался образцовым коммунистом и клялся верности Москве.
А в 1988 году организовал принятие декларации о суверенитете и в дальнейшем, находясь на официальном государственном посту, всячески содействовал отделению Эстонии от СССР.