Опасность молитвы за других. Объясняет монах Андроник

Возникла дискуссия по поводу молитвы за кого-то. На самом деле это очень болезненная тема. Я сам ее проходил, помню, как много накручено вокруг молитвы за других. Постараюсь объяснить.

Я долгое время пытался разобраться в этом вопросе. Спрашивал у старца. Постараюсь вам кратенько изложить в двух словах. Дело в том, что мы неправильно понимаем вообще молитву за других людей.

Проблема в том, что мы читаем у каких-то святых, когда они описывают свои брани, они, допустим, говорят:

«Вот я, Ефрем Катунакский, молился за своего брата-оккультиста, который занимался черной магией, колдовством и так далее. И у него там были проблемы, были искушения».
Также Иосиф Исихаст говорил, что за каждую душу, которую он вымаливает, он ведет брань с врагом.

И мы по неопытности думаем, что мы такие же молитвенники, точно так же нам Господь будет давать такие же брани, если мы за кого-то будем молиться, мы будем брать за кого-то чужие грехи, вымаливать.

Мы, на самом деле, не понимаем, что святые описывают свои брани, и Господь каждому человеку выпускает брань по силам, а не сверхсилы.

Откуда взялись страхи молиться за других людей?

По двум моментам:
1. Есть примеры, когда люди начинают за кого-то молиться, и у них возникают очень сильные искушения.

2. Мы считаем, что святые имели брани, молясь за кого-то, и мы тоже будем иметь брани. А если святые имели брани такие тяжелые, то нас вообще там раздавит, расплющит.

По первому моменту сразу объясняю: я много раз повторял, когда меня спрашивали, можно ли молиться за людей, еще за кого-то, я говорил, что молитва вам не может повредить. Повредить может гордость.

Читайте также  Кто бы раньше подсказал, что капроновые колготки – такая незаменимая вещь. Собрала все старые колготки и нашла им отличное применение

Когда мы начинаем за кого-то молиться, и нас начинает раздувать самомнение, что мы великие молитвенники, кого-то вымаливаем, с вами начинает вести брань гордыня.

Если вы это чувствуете, то лучше молитву за кого-то оставить, потому что вы повредитесь. Вы еще недостаточно смирились.

Я знаю многих людей, которые молятся за других без всяких проблем, потому что у них есть смирение. Они не считают свою молитву какой-то великой, что они кого-то там вымаливают, что они такие молитвенники.

Они прекрасно понимают свое место, они знают свою меру, и они понимают, что не они вымаливают кого-то, а грешник ходатайствует, просит за другого грешника, который сам по каким-то причинам попросить за себя не может. И спасает не молитва грешника за грешника, а спасает благодать Божья по любви.

Вот такое объяснение, откуда проблемы возникают у людей, когда они начинают молиться за других и начинают огребать. Исключительно из-за своей гордыни.

Второй момент – это психосоматика. Люди начитались книжек, кто-то еще там сказал что-то на исповеди по неразумию: «Вот смотри, у святого были брани, и у тебя будут брани». И человек начинает себя накручивать.

Это тоже очень серьезный вопрос на самом деле. И человек действительно может очень сильно повреждаться из-за одной идеи, из-за одной мысли, в которую он когда-то поверил, которую ему кто-то сказал или он где-то прочитал, что у него будут проблемы.

Он не может ни за кого молиться, он только начинает молиться – у него там началось… На самом деле это просто все в голове. Больная кукуха наша нам не дает спокойно молиться за себя и за других.

Читайте также  Дверцу стиральной машины не стоит держать открытой - я вот и не знала! А зря!

Поверьте, если вы в простоте молитесь за кого-то, понимая, что вы грешник, просто один грешник ходатайствует за другого грешника, и делая благодать, никакого вреда вы не получите абсолютно. Будет только польза и тому, за кого вы молитесь, и вам тоже.

Да, Господь может попускать брани, но они будут по силам, они не будут как у святых, которые действительно своей молитвой могли взять на себя чужие грехи, могли вымолить весь мир. Нет, ваша маленькая молитва принесет вам маленькую брань, которая пойдет вам на пользу.

Больше всего проблем в молитве за других людей — это наша гордость. Вот тут вот действительно нужен опыт, нужно глубоко смириться и понять, что мы только стараемся, мы пытаемся, но пока мы все ученики такие дохленькие.

Поэтому не надо бояться ничего и понимать этот вопрос правильно. Всем рассуждения и мира. Старайтесь общаться в духе любви и смирения, в духе мира. Надеюсь, объяснил.

Это вопрос достаточно простой, на мой взгляд, но очень важный. И к этой простоте тоже надо еще прийти и понять, как это все вообще работает.

Через собственный опыт и много-много лет рассуждения на эту тему.
Текст основан на видео с сайта Монаха Андроника Афон

Источник