Что поделать, видишь на экране Людмилу Иванову (1933-2016) и сразу ее неутомимую Шурочку из «Служебного романа» вспоминаешь. Вот это противным голосом: «Сдаём по пятьдесят копеек на юбилей!»
Хотя у неё было много интересных киноролей, а в театре «Современник» Иванова вообще проработала всю жизнь. И стояла, как говорится, у истоков «Современника».
Это для нас, нетеатральных, она только «Шурочка». А для людей театра Иванова была человек уважаемый. И режиссёры любили актрису, потому что она «не выпендривалась». Так сама Людмила Иванова написала в книге мемуаров «Не унывай!»
Самое смешное для «Шурочки», что Иванова в «Современнике» всегда была «на руководящих должностях».
И, зная устройство жизни в этом театре в середине 1950-х (да и потом, впрочем), понятно, что Иванову всегда выдвигал коллектив. Ефремов, конечно, был главным, но решали все сообща.
Поэтому Людмила Иванова была сначала парторгом в театре (да, да!), а потом долго – председателем месткома. И она была крайне активным деятелем. Тонко и дипломатично добивалась нужного.
Это все наши советские незабываемые истории – выбить путёвку в санаторий, достать бесплатную путёвку в пионерлагерь… А ещё делом месткома было очереди на квартиры, документы на звания актёров…
Иванова была не просто руководителем, она стала настоящим представителем трудящегося актёрского народа, как бы пафосно это не звучало. За все эти звания-квартиры она боролась как истинный рыцарь.
Но Людмила Иванова ещё и умела понять, в чем человек нуждается. Даже если ничего у профкомов он не просит.
Актёр Авангард Леонтьев сказал, что сильно растерялся, когда у него враз умер отец и тяжело заболела мама. И вдруг звонит Людмила Иванова, что решила вопрос и посылает к нему замечательную няню.
Очень любила актриса ещё и сватать людей, соединять. Для этого устраивала и организовывала и посиделки, и «неожиданные встречи». Ее фантастическая энергия часто давала сильный результат. Иванова утверждала, что поженила 12 пар!
В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) героиня Людмилы Ивановой старалась сосватать Лёше Пряхину Наденьку Клюеву.
Вообще, материнской внимательной заботы хватало у Ивановой и на своих детей, и на всех окружающих. Тем более, что была она неутомима, ничего не боялась и многое брала на себя при решении каких-то вопросов.
С Галиной Волчек, руководителем «Современника» после Ефремова, Людмила Иванова была в абсолютно дружеских отношениях. Кстати, они и учились на одном курсе.
Повезло Людмиле Ивановой и с мужем. С физиком и одновременно автором песен Валерием Миляевым она прожила долгие годы. Она очень гордилась учёным мужем и он ей во всем помогал. Что, согласитесь, не всегда бывает.
Семья была очень гостеприимная, радушная, веселая. Дом был шумный, многолюдный.
Теперь вспоминают, как Мила готовила или свой фирменный холодный борщ, или пристраивала очередных бездомных собак.
Или как все заваливались к ней летом на день рождения на дачу в деревню Шишкино. Много было театра, счастья, творчества.
Но будут и беды. Людмила Иванова похоронила одного из сыновей, потом мужа, потом болезни окружили ее саму.
Она ведь почти была обезножена в конце жизни. Передвигалась в инвалидном кресле. И все равно Милочка, как все ее называли, как-то умела жить не во тьме, а на светлой стороне.
Не коснулась я никаких ролей актрисы. Это как-нибудь в другой раз. Хотя историй интересных много. Например, как на съёмках фильма «Зависть богов» Меньшов разрешил импровизировать Жерару Депардье и Людмиле Ивановой.
Получился блестящий эпизод. Потом звезда французского кино расцеловывал Иванову, благодаря за понимание и профессионализм.