«Заслуженная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер. Родом из состоятельной семьи и хотела стать певицей

Мой любимый эпизод с Татьяной Пельтцер в фильме Марка Захарова «Формула любви», где она рекомендует своему внуку: «Отбить!» невесту у графа Калиостро. И так уверенно, что самой уже хочется «отбить»!

В этом фильме она – дворянка и явно благородных кровей, хотя и с небольшой чертовщиной. Но чаще Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992) играла старушек и чьих-либо бабушек. Так уж случилось, что в кино она была востребована после своих сорока лет и сразу попала на возрастные роли.

Навскидку – бабушка в «Вам и не снилось» и в «Приключения желтого чемоданчика». Очень часто Пельтцер играла старушек в киносказках.

Но были и жизненные роли, достоверно сыгранные актрисой. А ещё был театр. С 1947 года Пельтцер работала в знаменитом Театре Сатиры.

До сих пор прекрасно смотрятся спектакли с ее участием – «Маленькие комедии большого дома», а тем более – «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Со своим ярким комедийным даром она была на своём месте в этом театре. Вот недавно я писала про Раневскую, какие она концерты могла закатить в Театре Моссовета, так в Сатире была «своя Раневская» – Татьяна Пельтцер.

Перед спектаклем она могла громко и сладко поругаться с гримёром или костюмером. После чего, «подзаведясь», с горящими глазами шла на сцену.

И после удачного спектакля Пельтцер продолжала «гулять». Однажды подбила коллег по Сатире Ширвиндта, Миронова, Менглета с женой полететь, например, в Ленинград.

На гастролях (а они по советским временам были долгие, не как нынешние антрепризы) Татьяна Пельтцер опять была в центре.

Во-первых, только у неё всегда была с собой плиточка, на которой варился настоящий кофе. Во-вторых, к ней всегда можно было зайти покурить, поболтать, выпить-закусить.

Читайте также  Как мамина дочка Орбакайте сына делила, и к чему это привело

А ещё на гастролях Пельтцер носилась по всем музеям и по магазинам. Любила покупать всякие вазочки, салфеточки. И всегда была в хороших костюмчиках и шубках. Это, конечно, из ее семьи, из прошлого.

Кстати, каждое утро актриса начинала с зарядки и на гастроли возила коврик для этого. Играла комических старух, а сама была в отличной физической форме. Ее за глаза дразнили Карлсоном за активность «с пропеллером».

Из биографии Татьяны Пельцер

Свое происхождение и родителей Татьяна Пельтцер скрывала. Ее отец владел собственной школой актёрского мастерства, снимался с Верой Холодной.

Все была: большая квартира в Москве, фарфор-картины, достаток-прислуга. Ну и сами понимаете, было и сплыло.

После революции Татьяна Пельтцер пошла работать театр Политуправления. В 1930 вышла замуж за немца, уехала в Берлин.

Не срослось и актриса вернулась в Советский Союз. А муж приедет за ней и будет арестован. Больше они не увидятся. Да и сама Татьяна Пельтцер чудом спаслась. При таком-то отце и муже.

Спасли ее тогдашние титаны нашей культуры: Борис Андреев, Пётр Алейников, Рина Зелёная и Мария Миронова, которая все организовала. Такая группа поддержки ходила в Моссовет и добилась охранных бумаг для Татьяны Пельтцер.

С Мироновой и Менакером она будет дружить всегда, Андрей Миронов даже называл Пельтцер своей крестной мамой.

Дружила актриса после войны и с Еленой Сергеевной Булгаковой. Та всегда умела жить красиво и «буржуазно».

Однажды затеяли домашний маскарад. Рихтер пришёл в костюме крокодила, Раневская в шляпе из сена, в котором сидела птичка. А Пельтцер соорудила костюм из баранок и бубликов. Раневская ревниво смотрела, но все же сказала: «Гениально!».

Кстати, с Раневской Пельтцер тоже дружила. Ну как дружила… Две такие дамы, острые на язык и вообще не гнушающиеся никакими словами, сразу начинали спорить, злословить, соперничать.

Читайте также  "Мне грозили физической расправой". Как Алексей Баталов чуть свою карьеру не погубил

Вот и в поступках были похожи. Раневская послала подальше главрежа Завадского, а Пельтцер во всеуслышание назвала своего главного Валентина Плучека «старым дураком». Раневской пришлось уйти, но и Пельтцер после 30 лет работы в Сатире уволили.

Последние свои года она проработала у Марка Захарова в Ленкоме. И довольно успешно. Особенно помнится великолепная «Поминальная молитва», которую я видела и никогда не забуду. У Пельтцер там была роль маленькая, но уходила она под гром аплодисментов.

В конце жизни актриса стала забывать слова. И ей их деликатно подсказывал Александр Абдулов. Писали, что этим он просто продлил Татьяне Пельтцер жизнь.

И не только в театре. Абдулов стал «сыночком» не только по роли, он опекал старую актрису постоянно.

Никогда не хочется писать, как уходили актёры. Особенно яркие актрисы. Как Пельтцер потеряла память и стало совсем тяжело. Ухаживали за ней чужие люди, умирала в клинике для душевнобольных. Пусть она останется в памяти оптимистичной старушкой, веселой, мудрой, своей.

ИСТОЧНИК