Как лекарства, применяемые кардиологами, влияют на приближение болезни Альцгеймера и деменции

А стоит ли предотвращать инфаркты миокарда и инсульты, чтобы закончить деменцией? Беспокойство, высказываемое в комментариях — а не навредят ли лекарства, назначаемые кардиологами, печени, почкам, мозгу (и интеллекту), выглядит, как будто бы, вполне оправданным.

Однако лекарства и печень — тема избитая, поэтому тревожное внимание людей переключилось с печени и почек на болезнь Альцгеймера и деменцию.

Мнения высказываются самые противоречивые — вплоть до того, что наступление слабоумия более вероятно у тех, кто принимает на постоянной основе лекарственные препараты для лечения артериальной гипертонии, атеросклероза и тромбоэмболий.

Недавно меня приглашали на пресс-конференцию, организованную нашим краевым СМИ «Здоровье на Кубани», с участием других СМИ , которая была посвящена болезни Альцгеймера.

Казалось бы — при чем тут я, кардиолог, если разговор будет идти о заболевании, которое находится в ведении психиатров? Ну или по крайней мере, неврологов. Неврологи, кстати говоря, тоже были — оба пришедших на встречу невролога оказались моими однокурсниками)).

Но моё присутствие на обсуждении болезни Альцгеймера было все же не случайным — я как кардиолог привел данные о том, что лечение таких распространенных заболеваний, как атеросклероз, артериальная гипертония и фибрилляция предсердий влияет на частоту возникновения этого самого частого вида деменции.

Как влияет? Я подготовил серию слайдов, которыми и делюсь. Всё это результаты выполненных мета-анализов, когда берут данные нескольких исследований, посвященных одному и тому же вопросу, и объединяют, получая более надежный результат.

Итак, лекарства для лечения артериальной гипертонии. Несмотря на то, что они предотвращают инсульты, их влияние на риск болезни Альцгеймера оказалось довольно слабым.

Как видите, риск наступления этой болезни снижался на какие-то небольшие 16%. Риск деменции вообще тоже снижался не сильно — на 12%.

Читайте также  Как контролировать размер атеросклеротической бляшки

Более значимым было влияние препаратов, применяющихся для лечения атеросклероза — статинов. Риск болезни Альцгеймера снизился на 32%, деменции вообще — на 20%.

Ощутимый эффект был и от применения антикоагулянтов при фибрилляции предсердий. Риск деменции снижался значительно — на 21%, в сравнении с отсутствием их применения.

Психиатр, присутствовавший на круглом столе, поделился личными впечатлениями — рассказал, что те дементные больные, которые к ним поступают в психиатрическую клинику, если они на антикоагулянтах и/или статинах,

то обычно это более возрастные больные, лет на 5-10 старше, нежели те, кто тоже с деменцией, но не лечил свои сердечно-сосудистые проблемы.

Итак, какой вывод? Лечение сердечно-сосудистых болезней позволяет отсрочить возрастное снижение когнитивных способностей. Это снижение разовьется так или иначе у всех.

Только у одних в 70, у других в 80, а у кого-то — и в 90. У некоторой части людей это снижение когнитивных способностей достигнет степени деменции, т.е. слабоумия.

Умереть молодым — тот выход, который предлагали природа и жизненные обстоятельства в течение тысяч лет существования вида Homo sapiens. Но подавляющему большинству ныне живущих людей такое решение не подходит.

Безусловно, принимать лекарства — это самое малое, что можно сделать для торможения возрастного снижения когнитивных способностей.

Крайне важно, чтобы мозг был регулярно задействован. И это не только чисто интеллектуальные задачи, но и любая двигательная активность, причем предпочтительно — сложная.

Одно дело — просто регулярно ходить. Это тоже неплохо, и это лучше, чем ничего. Другое дело — сложная двигательная активность, например, занятия танцами.

Это уже то, что заставляет мозг сильно напрячься. Даже ходить новыми маршрутами, предварительно выстраивая их в голове — уже более сложная деятельность для мозга, нежели просто ходьба вокруг своего квартала.

Читайте также  Терапевт рассказал, как простым способом нормализовать кровяное давление без лекарств

Источник