Проблемы начались на основном месте работы: как пережил «тяжелые» времена Борис Клюев

В тяжёлые времена он ходил и стучался в двери, на которых были таблички с названиями снимавшихся картин, и спрашивал, нет ли для него какой-нибудь роли?

Мастер

Среди ролей в 140 фильмах этого актёра главных почти не было, но все они были яркими и запоминающимися: не так уж часто актёра, сыгравшего героя второго плана зрители называют прозвищем, под которым герой фигурировал в картине.

Он озвучил 17 фильмов: голосом Бориса Клюева говорит Саруманн в культовом «Властелине колец». С театром Клюеву повезло куда больше, чем с кино: он был ведущим актёром Малого театра, выходил на сцену в семи десятках спектаклей, и очень часто в главных ролях.

Детство

Борис появился на свет 13 июля 1944 года в Москве. Отец, Владимир Фёдорович, окончил театральное училище им. Бориса Щукина, мама Валентина Семёновна работала бухгалтером в Доме композиторов.

Семья жила в крохотной комнатке в коммуналке на Патриарших прудах, где обитала московская элита. Когда началась война, отец стал бойцом 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, куда зачисляли актёров Театра Революции.

Клюев старший вернулся домой, но в 1948-м, когда Боре было 4 года, умер от сердечного приступа. После смерти мужа мама, чтобы поднять сына, устроилась ещё на две работы, и домой приходила только поспать.

Замуж она больше не вышла: Боря не отдал её никому, о чём потом очень жалел. В детстве Боря мечтал стать капитаном дальнего плавания.

Борис Клюев в детстве

Чтобы не выглядеть среди «золотой молодёжи» оборванцем, Боря уже в 13 лет начал работать: здоровенный, почти под два метр парень с огромными руками таскал мешки, как взрослый грузчик.

Он хотел побыстрее вырасти, чтобы всё поменять и прославить свою фамилию. В компании ровесников поначалу складывалось не просто: мальчишку с благородным вытянутым лицом, шпана лупила постоянно и жестоко.

Отстоять себя можно было только кулаками, Боря вставал с рассветом, и, пока во дворе никого не было, качал мускулатуру, дома тягал гири, записался в школьную секцию вольной борьбы, играл в футбол.

Кончилось всё совсем не так, как хотела мама: вместо того, чтобы сохранить независимость, Боря влился в дворовую компанию, сам стал отъявленным гопником, дрался двор на двор, начал курить, забросил учёбу и остался на второй год.

Первая роль

Первая роль в актёрском списке Клюева была отрицательной: в школьной постановке «Чёрт первого разряда» он играл, конечно же, Чёрта.

Ему было тогда 14 лет, и от улицы его спасла Народная артистка РСФСР Клавдия Половикова, актриса театра им. Маяковского, тёща Константина Симонова и мама звезды советского кино Валентины Серовой, поставившая в школе спектакль.

Когда загримированный Боря в развивающемся чёрном плаще вышел на сцену, зал взревел от восторга. Назавтра девчонки наперебой обсуждали Чёрта, а в школьной столовой перед ним расступились, словно он и в самом деле был Чёрт. Увидев, что такое успех, Клюев решил стать актёром и продолжить династию.

Борис Клюев в юности

Училище имени Михаила Щепкина

Борис отнёс документы в училище имени Михаила Щепкина: с тех пор, как он решил стать актёром, он хотел играть в Малом, и ни в каком другом театре.

Благородная внешность, высокий рост и римский профиль, очень подходящие для классического репертуара, на экзаменах сыграли важную роль, и Бориса в «Щепку» зачислили.

Но после окончания первого курса его на три года призвали в армию, где он времени даром не терял, участвовал в художественной самодеятельности, и даже попал в массовку оскароносной «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

Это, по сути, и стало дебютом Клюева в кино, хотя, конечно, разглядеть его в батальных сценах невозможно.

Малый театр

После демобилизации Клюева восстановили на 2-м курсе. Студенты «Щепки» регулярно выходили на сцену Малого театра в массовых сценах, иногда им доставались небольшие роли со словами, вроде: «кушать подано!» Клюев исключением не был, правда, выходить стал лишь после третьего курса.

Читайте также  Стала известна причина конфликта Кристины Асмус с родной матерью

Тем не менее, худрук Малого прославленный Михаил Царёв Клюева заметил, после окончания училища в 1969 году пригласил его в труппу театра, и это было признанием его таланта: туда, кого попало, не брали.

«Крушение империи» (1970)
«Земля, до востребования» (1972)

Главных ролей у Клюева поначалу не было, да это и не мудрено: в Малом в то время, впрочем, как и всегда, был очень сильный мужской состав.

Клюев играл в спектаклях по пьесам Александра Грибоедова, Льва Толстого, Фридриха Шиллера, Михаила Лермонтова, Самуила Маршака.

Но уже через год Леонид Ворпаховский дал ему главную роль Сергея Синицына в спектакле «Так и будет» по одноимённой пьесе Константина Симонова.

Хождение по мукам (1974)

Урок на всю жизнь

Одним из партнёров Клюева был великий Михаил Жаров. На премьере Клюев тихо сидел в гримуборной, оттачивал мизансцены и реплики, и вдруг по трансляции услышал слова, обращённые к Синицыну.

Борис понял, что прозевал свой вход на сцену, кубарем скатился с четвёртого этажа, и вылетел на сцену.

Жаров тут же устроил ему разнос, правда, всё, что он говорил, составляло часть роли, и жаровские слова можно было в равной степени отнести и к Клюеву, и к Синицыну, и это был высший пилотаж.

После спектакля Клюев долго извинялся перед Жаровым, и запомнил этот урок на всю жизнь.

Жаров подсказал ему образ, который сделает Клюева первой величиной: большого и наглого, но такого обаятельного мужчину, который был близок и понятен всем советским мужчинам и женщинам. Каким часто на сцене и в кино был и сам Жаров.

«Горе от ума» (1977)

Личная жизнь

Первый раз Борис женился, когда учился в «Щепке». С Наташей – симпатичной веснушчатой девчонкой, которая была младше него на два года, он жил в одном доме.

Дружба началась ещё в школе, а после армии отношения возобновились, и не только дружеские: Наташа забеременела, и Борис, как честный человек, на ней женился.

Но Наташа ревновала мужа к любой юбке, и зачастую повод для ревности и в самом деле был: на Бориса засматривались многие дамы.

В 1969-м у Клюевых родился сын Алексей, но семью это не укрепило: жена устраивала скандалы, долго так продолжаться не могло, и вскоре они расстались. Однако жена при разводе поставила условие, что сын останется с ней и видеться с отцом не будет.

Когда вскоре Клюев женился снова, мало что изменилось: ревность, скандалы, романы, которые он тщательно скрывал, но шила в мешке не утаишь, тем более, в мире театра и кино, где полно завистников и доброхотов.

«Гроза» (1977)

Викторию Борис встретил в гостях у друзей и влюбился с первого взгляда. Она работала на кафедре физкультуры в институте управления, была замужем, да и сам Борис был в очередных гражданских отношениях.

Ему прервать эту связь было просто: собрал вещи и, поцеловав пассию в щёчку, ушёл, а вот Викторию муж не отпускал. Тем не менее, она развода добилась, и в 1975-м они с Борисом поженились.

Театр дал им комнату в самом центре Москвы в Леонтьевском переулке. Они переселились в неё и три дня спали на раскладушке. Их счастье омрачало то, что жена из-за полученной в юности спортивной травмы не могла иметь детей.

В кино Клюева снимали много, но в небольших ролях. С таким лицом и статью он мог играть лишь дворян, аристократов и врагов: вряд ли кто-то мог представить его за станком и на тракторе, а в те времена снимали,

по большей части, героические или производственные картины. Его герои были, само собой, надменными красавцами, отпетыми прохвостами и мерзавцами.

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

Многое изменилось в 1978-м, когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял первую, 3-серийную часть музыкально-исторической эпопеи про гасконца Д’Артаньяна и трёх его друзей, королевских мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса.

Читайте также  Смертельная поездка: Судьба Владимира Костина, который погиб в милиции за 1,5 месяца до рождения дочки

Клюеву как и положено, досталась роль коварного врага отважной четвёрки графа Шарля-Сезара де Рошфора, который, как и Д’Артаньян, существовал на самом деле.

Многие отговаривали режиссёра, говорили, что Клюев для Рошфора недостаточно демоничен, но Юнгвальд-Хилькевич был неумолим, и оказался прав, как, впрочем, и в выборе всех других актёров.

Уроки фехтования актёрам давал Владимир Балон, ещё и игравший Де Жюсака, трюки ставил Николай Ващилин. Когда было возможно, снимали каскадёров, но на крупных планах актёры работали сами, иначе зритель обнаружил бы подмену.

«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)

Во время съёмок фехтовального поединка с гвардейцами кардинала на лестнице Клюев шпагой выбил зуб Михаилу Боярскому, игравшему Д’Артаньяна. К счастью, других повреждений не было, гримёры вставили гипсовый зуб, и работу продолжили.

Фильм имел огромный успех, но самому Клюеву его Рошфор не очень нравился: он полгода учился ездить верхом, а в фильме нет ни одного кадра, где он скачет на лошади.

Клюев считал, что режиссёр дал его герою мало экранного времени, и даже немного обиделся. Впрочем, на «Д’Артаньяне» Клюев неплохо заработал, и, заняв половину суммы у друзей, купил свой первый автомобиль – ВАЗ-21011.

Когда Портос – Валентин Смирнитский, заработавший, как исполнитель одной из главных ролей, значительно больше, увидел Рошфора за рулём «Жигулей», он просто остолбенел.

Клюев вообще любил машины: у него были УАЗ-469 с брезентовым тентом, несколько «Волг» разных и моделей, когда в страну хлынули иномарки – «Мерседесы», и, наконец – дорогущий «Бентли».

«День рождения Терезы» (1980)

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

В 1979-м Игорь Масленников пригласил Клюева в свой сериал про Шерлока Холмса на роль старшего брата главного героя Майкрофта Холмса, и после французского дворянина и авантюриста Рошфора Клюев блестяще сыграл чопорного английского чиновника.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986)

Клюев всегда одевался элегантно, с некоторой хорошо продуманной небрежностью, но с большим вкусом. Ещё в училище он ходил в ЦУМ, который рядом с театром, выбирал сорочку, записывал цену, а потом копил на неё деньги.

За один выход в массовке платили три рубля, и он их откладывал. Когда в более поздние годы в магазинах стали устраивать распродажи, он всегда первым стоял возле бутика итальянской обуви.

«Тем, кто остается жить» (1982)

В 1980 году приятель и коллега по Малому театру Юрий Соломин снял Клюева в небольшой роли секретаря главного героя банкира Джорджа Кэттла в своей дебютной картине «Скандальное происшествие в Брикмилле».

«Михайло Ломоносов» (1984-1986)

«ТАСС уполномочен заявить»

На роль агента ЦРУ и изменника Родины Сергея Дубова по кличке «Трианон» в шпионском детективе Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить» по роману Юлиана Семёнова, Клюева взяли из-за лица.

Прочитав сценарий, он хотел отказаться, но потом решил не изменять своему правилу играть всё, что предлагают. На съёмках он повесил на стену квартиры Дубова портрет отца: надеялся, что он поможет ему.

Клюев был очень хорош, и даже вызывал симпатии, но это вышло ему боком: Фокин убрал многие сцены с его участием, а те, которые остались, оглупляли вражеского агента.

Например, та, где «Трианон», за несколько минут до этого тщательно и профессионально оглядевший свою квартиру на предмет следов несанкционированного посещения,

Разбирает шпионскую аппаратуру, не задёрнув шторы, что окончательно убеждает чекистов, наблюдающих из окна напротив в том, что он шпион.

В этом фильме режиссёр снял Клюева – «Трианона» в роли сотрудника КГБ беседующего с ювелиром Георгием Кузнецовым, которого играл Георгий Светлани. С первого раза я в чекисте Дубова не разглядел, но после третьего раза смеялся в голос.

«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)

В те годы у детворы был очень популярен мультик Анатолия Резникова про интеллигентного кота Леопольда, которому зловредные мыши-гопники кричали: «Леопольд! Выходи, подлый трус!»

Когда показывали «ТАСС уполномочен заявить», и никто ещё не знал, кто «Трианон», дети и взрослые кричали: «Трианон!» Выходи, подлый трус!».

«Моонзунд» (1987)
«Отряд специального назначения» (1987)

«Гений»

В комедийном детективе Виктора Сергеева «Гений» Клюев играл роль директора театра Александра Архипова, который был, как бы это сказать, чтобы не навлечь на себя гнев полиции нравов, в общем, не совсем нормальным мужчиной.

Читайте также  Ольга Шукшина ухаживает за матерью, ограничила все посещения. Бари Алибасов уже на помощь не придёт

Что тогда, что сейчас, для того, чтобы сыграть такого персонажа, нужно обладать огромной смелостью: как сказал другой герой фильма, майор милиции Андрей Кузьмин, блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым, 121-ю статью УК РСФСР пока никто не отменял.

Вероятно, это была первая в советском, да и российском кино роль такого плана, но Клюев умудрился сыграть её так, что все умирали от смеха, и это была настоящая антипропаганда, а многие реплики, которые произнесли милиционеры, он придумал на ходу.

«Гений» (1991)

Проблемы начались на основном месте работы: коллеги в Малом недоумевали, как после этого актёр выйдет на академическую сцену в ролях классического репертуара?

Клюева даже предлагали, пока шумиха не утихнет, отстранить от работы. Всё решила звезда театра Элина Быстрицкая: она заявила, что без Клюева на сцену не выйдет.

Борис и Элина много играли вместе, и недавно избранный худрук театра Юрий Соломин, поддержал обоих, впрочем, спектаклей с участием Клюева и Быстрицкой стало меньше.

«Графиня де Монсоро» (1997)

О том, что его 24-летний сын Алексей внезапно умер во сне, Клюев узнал в 1993-м, через месяц после трагедии. Он тогда снимался в «Расколе» у Сергея Колосова.

Клюев играл небольшую эпизодическую роль великого князя Сергея. Смерть сына, которого он не видел лет 20, буквально раздавила его, и работал он с огромным трудом.

Китай

Развал страны вообще, и коноиндустрии, в частности, подрубил многих актёров, и Клюев исключением не стал. В тяжёлые времена он ходил по «Мосфильму», стучался в двери, на которых были таблички с названиями снимавшихся картин, и спрашивал, нет ли для него какой-нибудь роли?

Но однажды в квартире Клюевых раздался телефонный звонок, и на ломаном русском языке его пригласили на съёмки в Пекин: большая историческая лента, солидный гонорар, роль русского генерала Лазотова.

Клюев был уверен, что это розыгрыш друзей, знавших, насколько он увлёчён восточной культурой. Он посмеялся и повесил трубку, но «китайцы» были настойчивы, после третьего звонка Клюев подумал, что это не розыгрыш, и согласился.

Многосерийный фильм «Диверсанты идут на Алма-Ату». Клюев год провёл в Китае, выучил язык и научился есть палочками.

«Каменская-2» (2002)

Кафедра актёрского мастерства

В 1996-м Александр Муратов пригласил Клюева на роль герцога де Гиза в «Королеву Марго», а через год он играл де Гиза в «Графине де Монсоро», но уже у Владимира Попкова.

«На всякого мудреца довольно простоты» (2008)

Вопрос, кто возглавит кафедру актёрского мастерства в «Щуке» решили быстро и единогласно: конечно, Клюев. В стране уже вовсю бушевал рынок, студенты должны были платить за своё обучение, и когда у кого-то не было денег, Клюев, платил свои.

Бывало так, что студент болел, на сцену в массовке выйти не мог, и тогда Клюев, даром, что Народный артист, увешанный наградами, подменял его.

«Воронины»

В 2009-м всегда интеллигентный Клюев внезапно для многих появился на экране в майке и в растянутых трениках в ситкоме «Воронины».

Прекрасный актёр, сыгравший до этого множество великолепных ролей в театре и в кино, больше всего прославился в роли пенсионера, бывшего пограничника Николая Воронина.

Этой работой Клюев показал, что он может играть кого угодно, даже работягу, что раньше казалось совершенно невозможным.

В 2012-м Клюев получил телевизионную премию ТЭФФИ за лучшую мужскую роль в сериале «Воронины» Признаюсь, что ни одной серии этого фильма я не видел.

«Воронины» (2009-2019)

В последние 10 лет Клюев и в театре, и в кино играл много. Всё шло хорошо, он был счастлив с женой, на даче занялся разведением роз.

Но в апреле 2018 года у него обнаружили рак лёгких, в том же году он сыграл митрополита Дионисия в фильме Алексея Андрианова «Годунов» – это была его последняя роль в большом кино, через год он в последний раз снялся в «Ворониных». 1 сентября 2020 года Борис Клюев умер у себя дома.

Годунов (2018)

Источник