— Ты моя жена, и я должен сделать тебе предложение, — сказал Олег Лизе.
Когда они появились в комнате ее мамы, чтобы сказать об этом, та проворчала:
— Не могли потерпеть еще час, когда мне вставать на работу?
Но по всему было ясно: она очень рада. Даль ей очень нравился…
Детство
25 мая 1941 года в семье инженера люблинского литейно-механического завода Ивана Зиновьевича Даля и учительницы литературы Павлы Петровны родился сын Олег.
А меньше чем через месяц началась война. Мать с детьми (в семье подрастала еще дочь Ираида) отправилась в эвакуацию в Воронежскую область.
Отец с заводом уехал в Куйбышев. Но как только устроился, перевез жену и детей к себе. А после победы все вернулись домой.
Жила семья не богато, но очень весело. Иван Зиновьевич всю жизнь любил музыку, сам научился играть на мандолине и хорошо пел.
Павла Петровна устраивала в квартире детские концерты. С большим удовольствием принимал в них участие и маленький Олежек.
Он вообще рос веселым и озорным мальчишкой, заводилой и авторитетом у друзей. Это не мешало ему с увлечением заниматься живописью, петь в хоре при Дворце пионеров и с упоением зачитываться поэзией.
Желание сына стать актером родителями было воспринято спокойно. Хотя отец поначалу сомнения все же высказывал. Однако возражать не стал. После окончания школы юноша отправился поступать в Щепкинское театральное училище.
Длинный, худющий он так гордо и самозабвенно декламировал монолог Ноздрева, что преподаватели покатывались со смеху.
Но стоило ему его прервать и трагическим голосом продолжить отрывок из «Мцыри» как бурный приступ веселья среди приемной комиссии прекратился.
— Изумительный молодой человек,- попыхивая сигареткой, констатировала Вера Пашенная. Ее слова прозвучали как «приговор». Олег Даль был зачислен на курс Николая Анненкова.
«Современник»
Еще студентом Даль на пробах обошел многих своих однокурсников и снялся в киноленте «Мой младший брат». Там талант юного дарования заметил главный режиссер «Современника» Олег Ефремов и пригласил на показ.
Отрывок, который читал молодой актер на сцене театра был восторженно принят не только главным режиссером, но и труппой. А это дорогого стоило. Ведь так она голосовала и принимала каждого будущего своего артиста.
В тот момент казалось, что это настоящий триумф. Однако первые пять лет своего пребывания в «Современнике» Олега терзали мысли о том, что его не ценят.
Он хотел стать популярным и любимым. Но к тому моменту в театре уже сформировалась своя элита и сдавать позиции молодым не собиралась.
Весь репертуар «Современника» был составлен под главрежа и его «любимчиков». Даль не без основания считал, что может ярко раскрыться на сцене.
А ему просто не позволяли это сделать: не предлагали значимых ролей. И даже Ефремов не мог на это повлиять, так как решение принимала труппа — голосованием.
По сути, рождение Даля как актера состоялось в кино после того, как он снялся в «Первом троллейбусе» и «Человеке, который сомневается».
В 1966 году Владимир Мотыль пригласил его на роль Жени Колышкина в картину «Женя, Женечка и «катюша». Режиссеру пришлось отстаивать его кандидатуру перед худсоветом, даже несмотря на две проваленные кинопробы.
— В нем нет стихийного обаяния,- начал один из членов худсовета.
— Согласен. Не хватает ему русского национального начала, -подхватил другой.
— Ндааа… Далю не хватит сил сыграть интеллектуала,- добавил третий.
— Даль очень перспективен. И моя вера в него безусловна,- возразил им Мотыль.
Первые успехи в кино
И оказался прав. Именно в этой картине раскрылись многообразие и широта дарования и таланта актера. Способность работать на контрастах — вносить в трагедию долю иронии, а о смешном сказать с грустью.
И пусть чиновники пытались прикрыть «Женю, Женечку и «катюшу», заявляя, что она искажает события военных лет.
Пусть ее выпустили минимальным количеством копий и ограничили в показах, эта трагикомедия полюбилась телезрителям и вошла в Золотой фонд советского кинематографа.
После выхода фильма на экраны популярность Олега Даля начала расти. Несмотря на то, что он всегда стремился к идеалу в работе и этой манией совершенства изводил себя и коллег, с ним хотели работать режиссеры.
Так его позвали сниматься в картину «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой его персонажем стал летчик Соболевский.
У режиссера сказочника Надежды Кошеверовой он сыграл Кукольника и Солдата в «Старой старой сказке», а следом Ученого и его Тень в экранизации «Тени».
Непокорный
Пошли дела в гору и в театре. После блестяще сыгранной небольшой, но очень важной роли Игоря в постановке «Всегда в продаже» Ефремов вдруг понял, что Даль — одна из самых его удачных находок.
Мало того, он прощал ему всё. Даже постоянные «срывы» и откровенную демонстрацию независимости и свободы.
Однажды во время спектакля «Валентин и Валентина» Олег, присев на край сцены, попросил у зрителя из первого ряда прикурить. За что получил строгий выговор и публичное порицание на собрании:
— Мальчишка! Позор! Неуважение к публике!- стыдили его коллеги.
Другой раз во «Вкусе черешни» актер и вовсе понес отсебятину.
И снова на очередном собрании коллеги разносили его в пух и прах. А вот Ефремов никак его не наказывал. Он ценил и верил в него. Их даже называли Олег-маленький и Олег-большой. Хотя друзьями они, конечно, никогда не были.
Но кое-что их, несомненно, связывало: оба были талантливы и популярны, оба увлечены своей профессию. И даже женщину любили одну и ту же…
Нина
С Ниной Дорошиной, которая была на семь лет его старше, Олег познакомился на съемках фильма «Первый троллейбус». Считается, что Даль влюбился в нее сразу. И неудивительно. Актриса в те годы была очень хороша собой.
Стройная, холеная, всегда безупречно одетая, на высоченных каблуках, с копной вьющихся волос. Многие мужчины сходили по ней с ума.
Но тогда, на съемках, она никаких надежд влюбленному в нее молодому актеру не дала.
— Юный, чистый, красивый, — говорила Дорошина о Дале того периода.
Их отношения начались позже, уже в «Современнике». Они работали в одном спектакле и, по словам артистки, «дорепетировались до свадьбы».
Была и другая версия. Нина безумно любила женатого Ефремова. А тот любил ее. Правда, никаких обещаний не давал, хотя актриса очень надеялась и верила.
Но после того, как у Олега Николаевича родился сын, Дорошина заявила:
— Вот возьму и выйду за самого красивого, самого молодого актера в театре! Назло!
Лучшей кандидатуры, чем Даль, и придумать себе было сложно. Молодые люди стали готовиться к свадьбе. Невеста сшила себе умопомрачительное платье. Отмечать торжество было решено у друзей артистки — детей Василия Сталина, брата и сестры Бурдонских.
В их огромную квартиру помимо родственников была приглашена вся труппа «Современника». А вот Ефремова старались не пустить, но он все же явился в середине вечера.
— Горько!- кричали гости.
И только Олег Николаевич все сидел и молчал. А потом пригласил Нину танцевать. После чего посадил к себе на колени со словами:
— А любишь ты, лапуля, все равно только меня!
Слова о том, что его жена любит и будет любить другого, настолько ранили новобрачного, что тот психанул и ушел в ночь. Три дня Олег находился непонятно где.
А когда вернулся, они с Дорошиной стали пытаться сложить семью. Бурдонские любезно предоставили им комнату в своей квартире. Но жизнь молодоженов не задалась.
Боль надломила молодого человека. Всегда стремившийся к идеалу Даль стал сомневаться в себе, в людях, в женщинах. Спустя два года супруги официально развелись.
Сейчас уже никто не скажет, но есть мнение, что всю жизнь Олег Даль любил только Дорошину. Даже уже женившись, актер приходил к ней домой, они общались.
Ни о каких близких отношениях речи, конечно, уже не шло. Но Нина Михайловна до последних дней вспоминала его как родного и близкого человека.
Таня
После болезненного развода Дорошина вернулась к Ефремову, а наш герой захотел доказать себе и другим, что чего-то стоит и может свести с ума любую женщину. Так он закрутил роман с красавицей Татьяной Лавровой.
Для начала он представил ее родителям, и девушка пришлась им по душе. Мать невесты, кинооператор Галина Пышкова, и отчим, режиссер Владимир Герасимов — тоже одобрили выбор дочери.
Никакой свадьбы на этот раз решили не устраивать. Молодые просто расписались в ЗАГСе, причем Татьяна взяла фамилию мужа. Какое-то время пара снимала жилье, а потом родители купили им кооперативную квартиру в Сокольниках.
Но совсем скоро супруги начали ссориться. В семье всегда кто-то должен уступать, а в случае с Олегом и Татьяной никто этого делать не желал. Трудный характер Даля не давал ему сдерживать себя.
Одна из самых своенравных актрис «Современника» не собиралась сносить выходки мужа. Через полгода и эта семья распалась.
Уход из театра и тяжелая зависимость
После того как в 1970 году Олег Ефремов перешел во МХАТ, покинул «Современник» и Даль. Актер много снимался и о театре не думал. Но когда Ефремов пригласил его на роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка» — согласился.
Закипела работа. Но в разгар репетиций Олег вдруг разразился ругательством:
— Шаманы! Карлики!- кричал он. — Пьеса мне не нравится. Режиссер (Михаил Казаков) тоже. Ефремов спекулирует на судьбе Гения со своей ужасной постановкой! Я прекращаю с вами всякое общение!
Позже артист уехал в Ленинград, где два сезона выступал на сцене Театра Ленинского комсомола. А потом вновь вернулся в «Современник» под руководством Галины Волчек. Но и здесь не сложилось…
Как человек с тонкой душевной организацией, Олег тяжело переносил любые свои неудачи и колкие выпады от коллег.
К сожалению, он не знал, как с этим справиться, и видел только один вариант — алкоголь. Даль страдал запоями и обладал тяжелым характером, не признававшим авторитетов.
Нередко он срывал репетиции и съемки, мог легко разругаться с режиссером прямо на съемочной площадке, а то и вовсе ее покинуть. Из-за этого с ним боялись работать, хотя и признавали: играл он гениально.
За свою недолгую творческую карьеру актер снялся в 14 самых известных проектах: «Вариант «Омега», «Звезда пленительного счастья», «Не может быть!».
Ему довелось сыграть и своего любимого героя Печорина в фильме-спектакле «Страницы журнала Печорина». Но, безусловно, работы могло быть намного больше, если бы не его скандальная слава.
Так, выпив перед записью, Даль не смог самостоятельно исполнить песню «Миг» в картине «Земля Санникова» (пришлось заменить его Олегом Анофриевым). Это стало серьезным сигналом о проблемах в жизни артиста. Он все чаще терял над собой контроль.
На съемках фильма «Плохой хороший человек» Даль настолько сдружился с Владимиром Высоцким, что даже называл его старшим братом.
Они были похожи по темпераменту и характеру, оба считались непростыми людьми. А еще их объединила одна общая беда.
Марина Влади привезла Высоцкому противоалкогольные ампулы, и оба актера «зашились». Но роковая случайность во время спектакля «Двенадцатая ночь» снова заставила его вернуться к прежнему состоянию. Даль споткнулся и упал со сцены, сильно повредив колено.
Несмотря на жуткую боль, он доиграл свою роль до конца. А на следующий день выяснилось, что повреждённый коленный сустав нуждается в срочной операции.
Актер не сомневался, что спектакль просто заменят другим. Но выяснилось, что в «Двенадцатую ночь» был быстро введен другой исполнитель — Константин Райкин.
В этот момент он и сорвался! Снова началось самобичевание, комплексы, а вместе с тем — прогулы, срывы съемок и уход в алкогольный угар. Из «Современника» он ушел сам!
У Олега было еще несколько попыток найти свой театр, который стал бы для него настоящим домом. Два года он отдал эфросовскому Театру на Малой Бронной, затем был Малый. О первом он вспоминал как о потерянном времени, по поводу второго любил шутить:
— Но хоть похоронят по-человечески.
Даль так и не смог найти себя на сцене. А вскоре и в кинематографе начались проблемы. У актера сложилась репутация человека, который чуть что, бросает съемки.
Не сложилось
Так случилось с культовым фильмом «Экипаж» Александра Митты. Режиссер хотел видеть Олега Даля в роли Скворцова и долго того уговаривал. В итоге две недели съемок превратились в сущий ад для всех.
Через две недели Даль оказался на больничной койке с воспалением легким, а позже отказался сниматься, заявив, что ему не нравится сценарий. Эту роль блестяще исполнил Леонид Филатов.
Похожая ситуация случилась и с картиной «Ирония судьбы». Даль отказывался, Эльдар Рязанов настаивал. Пробы прошли очень весело и всем понравились. Но, как известно, на экране зрители увидели Андрея Мягкова.
Михаил Козаков мечтал поработать с актером в картине «Безымянная звезда». Но съемки долго откладывались, и когда сценарий наконец запустили в производство, Даль написал Козакову письмо:
— Прости, не могу. Староват…
В результате роль учителя досталась Игорю Костолевскому.
***
И все же в его фильмографии очень много работ, полюбившихся зрителям: «Золотая мина», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Расписание на послезавтра», «Приключения принца Флоризеля».
Но одной из его любимых была роль Зилова в фильме «Отпуск в сентябре». Даль, можно сказать, сыграл самого себя: мечущегося героя, страдающего от несовершенства окружающего мира.
Лиза
Если бы не поддержка его третьей жены Елизаветы Апраксиной, сложно сказать, увидели бы мы полюбившихся героев, сыгранных этим удивительным актером.
С ней судьба свела его еще на съемках «Короля Лира», девушка работала монтажером у режиссера Козинцева.
После съемок они разъехались по разным городам: Лиза — в Ленинград, Олег — в Москву. Но иногда созванивались. Однажды Даль пригласил девушку на свой спектакль в «Современнике». Приехав, она первым делом позвонила ему.
— Какая еще Лиза?- вдруг услышала девушка на том конце провода.
Обиженная, ничего не понимающая, она вернулась домой.
А вскоре, как ни в чем не бывало, он сам ей перезвонил. Оказалось, что в тот момент он готовился к репетиции и даже не сообразил, кто ему звонит.
Через полгода Даль сделал Лизе предложение. Та с радостью согласилась. С восторгом приняла зятя и мать девушки — Ольга Борисовна, дочь известного ученого-литератора Бориса Эйхенбаума.
Тихая, спокойная, интеллигентная Лиза всегда заботилась о муже, искренне им восхищалась, всю свою жизнь подстраивала под него и все прощала. Наконец-то измученная душа получила то, что не могли дать первые две жены: внимание и заботу.
Несбывшиеся мечты
В 1976 году Даль принял решение поступать на Высшие режиссерские курсы. Но через две недели лекций оттуда ушел.
— Скучно!- делился он с женой. — Они абсолютно ничего мне не дают, я все это знаю.
Возможно, это было правдой.
Потому что через 4 года его пригласили преподавать актерское мастерство на режиссерский курс во ВГИК. Казалось, он нашел себя. Новое дело увлекало.
— Я отдам все свои знания,- восторженно заявлял он. — Я хочу делиться с молодыми. Рассказать, объяснить, научить.
К сожалению, судьба не отпустила ему на это времени. Осенью 1980-го Даль вдруг сильно разболелся, похудел еще больше и ослаб. Врачи посоветовали ему пройти полное обследование.
Но вместо этого они с Лизой решили просто поменять обстановку и уехали на всю осень и зиму за город, сняв теплую дачу.
Перед самым Новым годом Даль вынужден был вернуться в Москву, его срочно ввели в постановку «Берег» на роль внезапно скончавшегося актера театра.
Но на спектакле у Олега случился нервный срыв. Он забыл текст, еле доиграл, а потом вновь заливал свое горе вином.
3 марта 1981 года Олег Даль умер в одной из гостиниц Киева, куда приехал на пробы фильма. Его умоляли не пить, но он не удержался, а ночью ему стало плохо.
Артист попытался открыть дверь, чтобы позвать на помощь. Но не смог… Вот так трагически и нелепо закончилась его жизнь. Актеру было 39 лет.